19.07.2022 08:56
Санкт-Петербург

Северо-Западная пригородная пассажирская компания развивает социальные и туристические маршруты

Текст:  Марина Ледяева
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №154 (8802)
Пригородный железнодорожный транспорт становится все более универсальным. Сегодня его активно используют не только для поездок на работу в соседний город или на дачу в выходной, но и для познавательных путешествий. Поэтому Северо-Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) развивает как традиционные перевозки, так и новые туристические продукты. О достижениях и перспективах компании ее генеральный директор Артем Мирон рассказал на "Деловом завтраке" в петербургской редакции "Российской газеты".
Артем Мирон: Сегодня уже примерно 48 процентов оплат приходится на так называемые безлюдные технологии. / Святослав Акимов/РГ
Читать на сайте RG.RU

Артем Сергеевич, в последнее время многое изменилось: сняли антиковидные ограничения, россияне переключились на внутренний туризм. Как это сказалось на пригородных перевозках? Вырос ли пассажиропоток?

Артем Мирон: За первое полугодие 2022-го Северо-Западная пригородная пассажирская компания перевезла порядка 39 миллионов пассажиров - на 13 процентов больше, чем за аналогичный период 2021 года. Это хороший результат. Но все же для достижения показателей успешного для нас доковидного 2019 года не хватает еще трех процентов. То есть пассажиропоток восстанавливается, но еще есть к чему стремиться.

В июне этого года в среднем в сутки мы отправляли 292 тысячи человек. А в один из выходных дней был установлен рекорд - 353 тысячи пассажиров, что на треть больше, чем суточный максимум 2021 года.

Связан ли рост числа пассажиров с развитием туристической деятельности компании? СЗППК активно предлагает собственные турпродукты - экскурсии, другие креативные инициативы. Что значит для компании это направление, насколько оно успешно?

Артем Мирон: Думаю, достигнутый рост - это совокупный эффект от деятельности многих подразделений компании. Наша задача - создать максимально комфортные условия для пассажира, куда бы он ни направлялся - на работу, учебу или домой. В то же время мы предлагаем ему воспользоваться нашим транспортом для посещения туристических мест.

Для развития внутреннего туризма нужно, чтобы до каждой точки притяжения можно было добраться. Как говорится, есть дорога - есть и жизнь.

Мы для себя определили три основных направления для развития туристических предложений: Санкт-Петербург с его пригородами, Выборг и Великий Новгород.

Так, в этом году наша компания начала реализовывать туристический абонемент, который включает в себя проезд на электропоезде из Петербурга в Новгород и обратно, а также посещение всех объектов Новгородского кремля. Это хорошее предложение для тура одного дня. В дополнение мы совместно с дирекцией железнодорожных вокзалов РЖД предлагаем 50-процентную скидку на услуги бизнес-зала Московского вокзала.

Одним из наиболее успешных проектов, который компания реализовывает с 2018 года, стал "туристический вагон" в Выборг. За это время услугой воспользовались 4,5 тысячи человек. Пассажиры в пути слушают экскурсию, узнают интересные факты о Выборге и других населенных пунктах, через которые проходит электропоезд "Ласточка". Пользуется спросом и такой наш туристический продукт, как поездка в Выборг с посещением парка "Монрепо".

В этом году СЗППК объявила об участии в мультимодальных туристических перевозках.

Артем Мирон: Да, для нас это пилотное направление, которое набирает обороты. Причем надо отметить, что мультимодальные перевозки удобны не только для туристов, но и для всех пассажиров. Они позволяют приобретать билеты в режиме "одного окна", что очень удобно при планировании поездок.

В этом году СЗППК, пожалуй, первой из железнодорожных компаний организовала перевозку пассажиров от Сортавалы до Валаама. Для этого мы активно поработали и с перевозчиками, и с Валаамским монастырем. В итоге теперь можно одновременно купить билеты, к примеру, на поезд Москва - Сортавала, а также на скоростные водные суда "Метеор" до острова - в приложении "РЖД пассажирам", кассах дальнего следования или наших пригородных кассах. В пакет также входят экскурсия по Валааму и обед.

Одним из наиболее успешных проектов последних лет стал "туристический вагон" в Выборг

Такой же мультимодальный проект мы совместно с правительством Петербурга и компанией "Астра Марин" реализовали для Кронштадта. А с этой недели открыли такие рейсы в Петергоф.

Когда весной СЗППК запускала "экскурсии на электричках" по пригородам Петербурга, в компании отмечали, что продолжение этого проекта будет зависеть от спроса. Судя по объявлениям об июльских экскурсиях, со спросом проблем не возникло?

Артем Мирон: Да. Мы запустили этот проект в апреле, и с тех пор была сформирована уже 21 группа численностью от 15 до 30 человек. Такие экскурсии проходят каждые выходные. Записаться можно на нашем сайте. Участники отправляются в Гатчину или другой пригород Петербурга на электропоезде, а на месте их уже встречает экскурсовод. На каждый месяц компания вместе с туроператором определяет тематику экскурсий. Стараемся, чтобы она была связана с железной дорогой.

На мой взгляд, это довольно простое, но интересное решение по проведению выходных дней и для петербуржцев, и для гостей из других регионов.

Кстати, о регионах: ваша компания работает по всему Северо-Западу - помимо Петербурга и Ленобласти, в Карелии, Мурманской, Новгородской и Псковской областях. Учитываются ли особенности этих территорий при развитии перевозок?

Артем Мирон: Задача нашей компании - максимально адаптироваться под запросы каждого региона. К примеру, в Республике Карелия людям были нужны социальные маршруты. Поэтому в июне мы запустили поезда на линии Лендеры - Суккозеро - Костомукша, а на днях открыли новый маршрут Костомукша - Кочкома - Беломорск. По мнению наших коллег из Карелии, он может решать не только социальные, но и туристические задачи.

В последние годы мы значительно расширили маршрутную сеть в Новгородской области. В Мурманске в этом году уже во второй раз организовали так называемые "Лыжные стрелы" - поезда до горнолыжного курорта. Причем мы их усовершенствовали: установили стеллажи для лыж и оборудования, а также кофейные автоматы. Если есть возможность улучшить качество услуги, мы всегда стараемся это сделать.

Какие еще новые сервисы появились в поездах?

Артем Мирон: Большим спросом пользуются аудиогиды. В пути можно надеть наушники, запустить на смартфоне приложение izi.TRAVEL и выбрать аудиогид из серии "Экспресс в историю".

В прошлом году этот сервис использовали свыше 67 тысяч пассажиров, а за шесть месяцев этого года - порядка 25 тысяч. В этом году мы разработали два новых аудиогида и еще столько же перевели на китайский язык.

СЗППК проводила на своем сайте опрос о том, каким способом пассажиры оплачивают билеты. Почему это важно?

Артем Мирон: Мы призываем пассажиров переходить на онлайн-оплату, которая удобна прежде всего для них самих. Она позволяет заранее спланировать путешествие и не стоять в очередях в пиковые дни. Сегодня уже примерно 48 процентов оплат приходится на так называемые безлюдные технологии.

У нас есть разные категории пассажиров. Мы стараемся к каждой из них применять отдельный подход и для этого расширяем каналы продаж. Так, компания реализовала совместно с Яндексом возможность приобретения билетов через его сервисы. С начала года с их помощью было продано 130 тысяч билетов.

О пиковых днях: с приходом теплой погоды в этом году компания уже не раз запускала дополнительные поезда по выходным. Удается ли справляться с наплывом пассажиров?

Артем Мирон: Еще летом 2021 года мы проанализировали востребованность поездов и заложили в базовое расписание на 2022 год большее их количество по самым популярным направлениям. Считаю, что мы справляемся. Даже в тот рекордный день, когда было 353 тысячи пассажиров, всех отправили, никто на перроне не остался.

Обновляется ли подвижной состав?

Артем Мирон: Его большую часть компания арендует у ОАО "РЖД", поэтому и работа по обновлению ведется совместно. В этом году поступили два новых рельсовых автобуса РА-3 "Орлан", которые сейчас обслуживают новые маршруты в Карелии. Кроме того, в этом же году ожидается поступление двух электропоездов "Ласточка".

Если посмотреть в будущее - в каком направлении будут развиваться пригородные перевозки на Северо-Западе?

Артем Мирон: Во-первых, планируем поработать с обратной связью от пассажиров - сделать ее более оперативной, возможно, с использованием новых технологий.

Во-вторых, собираемся оценить маршрутную сеть в каждом из регионов нашего присутствия. Она должна работать более эффективно - даже не в плане экономики, а для того, чтобы людям было удобно.

В-третьих, продолжим внедрять новые технологии для расширения каналов продаж. Сейчас активно развиваются системы быстрых платежей, их можно было бы применить и в нашей работе.

Наша главная цель - повышение качества услуги, которую мы оказываем. Она складывается из многих факторов. Над каждым из них мы должны хорошо поработать, чтобы получить результат.

Санкт-Петербург Ленинградская область Новгородская область Псковская область Карелия Мурманская область