С жалобой на положения статьи 332 Трудового кодекса в КС обратился экс-преподаватель московского Госуниверситета управления Алексей Подаков, который проработал там более 13 лет. В свое время он попросил у руководства вуза освобождение от работы для завершения докторской диссертации и получил его, однако без сохранения заработной платы и без гарантий возвращения к работе. На момент ухода Подакова в творческий отпуск у него был заключен с вузом срочный трудовой договор, и по истечении срока преподавателя уволили. Восстановиться через суд преподавателю не удалось: подписывая срочный трудовой договор, он тем самым согласился с его условиями.
Судьи признали оспоренную норму противоречащей нескольким статьям Конституции. КС РФ не раз указывал, что специфика научно-педагогической деятельности в образовательных организациях высшего образования диктует особенности правового регулирования труда данной категории работников. И заключается она в особой социальной значимости этой деятельности, что обязывает законодателя "всемерно способствовать осуществлению указанными лицами конституционных свобод, а равно и связанных с ними академических прав и свобод, содействуя при этом повышению престижа педагогического труда".
Ситуация Алексея Подакова показала, что в определенных случаях этих целей достичь не удается. Срок трудового договора с преподавателем фактически определяется произвольно, это дает возможность заключать договор с одним и тем же сотрудником на выполнение одной и той же работы многократно, что ограничивает таких работников в осуществлении конституционных свобод научного творчества.
Поэтому КС РФ постановил конкретизировать действующие нормы, а до этого заключать трудовой договор с преподавателями вузов на срок не менее 3 лет. Дело Алексея Подакова подлежит пересмотру.