"Возможности современной авиации огромны. В качестве отправной точки мы взяли 10 тысяч тонн продовольствия с малыми сроками хранения. Груз планируется доставлять с сентября до апреля. В случае увеличения потребности мы также готовы увеличить поставки - ресурсы для этого есть", - рассказал Галиуллин.
По словам главы альянса, планируется доставлять свежую молочную продукцию, мясо, птицу, яйца, фрукты и овощи. Также рассматривается предложение доставлять башкирский мед. Первый рейс планируется провести 15 сентября.
Продовольствие будет беспосадочно доставляться до аэропортов Крайнего Севера широкофюзеляжными грузовыми самолетами типа Boeing 777 и Airbus 330. В программе будут задействованы более 60 самолетов Ан-2 и Ан-3 и вертолетов Ми-8. При необходимости программа предусматривает использование 6-7 грузовых самолетов Ан-26, Ан-74.
"Мы изначально прорабатывали направления в четырех субъектах Арктической зоны РФ: Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Чукотский АО. Три региона прислали подробную информацию по своим труднодоступным населенным пунктам, мы с субъектами взаимодействуем. Правительство Чукотки за подписью заместителя председателя правительства сообщило, что у них проблем нет", - отметил Галиуллин.
В своем ответе компании зампред правительства Чукотки Виктор Бочкарев отметил, что завозом скоропортящихся продуктов сейчас занимается региональная авиакомпания, и пока необходимости в дополнительных силах нет. Документ есть в распоряжении "РГ".
На северный завоз приходится около 30 тысяч тонн продовольственных продуктов за год, и в целом они составляют не самую значительную его часть - около 1% от всего объема завозимой продукции, отмечают эксперты ФАНУ "Востокгосплан". "Доставлять продукты авиацией в объеме 10 тысяч тонн - это интересная идея, но есть сложившиеся пути доставки. Если Авиационный альянс "Аэрохимфлот" сможет интегрироваться в эту систему, то это принесет значительную пользу", - отметили они.
Они также добавили, что важную роль играет экономическая целесообразность и эффективность для бюджетов регионов и конечных потребителей завоза, так как авиационные перевозки стоят гораздо дороже, чем традиционные методы доставки.
Член экспертного совета ПОРА, заместитель ректора по аналитической и экспертной деятельности Северо-восточного федерального университета Александр Кугаевский рассказал: в советские годы по всему Северу организовывали фруктовые рейсы.
"Важно было довезти персики, например, и не помять. От пилотов требовали супермягких посадок, от грузчиков - нежности в обращении с ящиками и коробками", - сказал Кугаевский.
Он отметил, что кто-то должен компенсировать компании высокие затраты на авиадоставку.