20.07.2022 22:22
Власть

Юридическое сообщество продолжает дискуссию о пределах самообороны

Текст:  Мария Голубкова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Федеральный выпуск: №159 (8807)
В рамках осенней сессии Совета Федерации на обсуждение планируется вынести вопрос о законодательном регулировании допустимых пределов самообороны.
Читать на сайте RG.RU

А в конце мая Пленум Верховного суда РФ дополнил собственное постановление от 27 сентября 2012 года N 19 "О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление". Новая редакция расширяет возможности самообороны россиян, однако не снимает ту массу вопросов, которую накопила правоприменительная практика.

Сторонники постулата "Мой дом - моя крепость" ссылаются не только на зарубежный опыт, но даже на "Русскую правду" Ярослава Мудрого - первый свод законов Древней Руси X-XI века. "Если убьют кого-либо у клети или во время какого иного воровства, то его можно убить как собаку".

Генпрокуратура: за год в суды приходит 50 дел по статье "превышение пределов самообороны"

В новой редакции постановления ВС есть указание, что к посягательствам, защита от которых допустима, относятся теперь даже "незаконное проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица, не сопряженное с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия". Сначала это дополнение было воспринято как карт-бланш: незнакомец в твоем жилище опасен по умолчанию и может быть уничтожен. Однако, убежден судья ВС РФ Олег Зателепин, если бы такой подход устраивал всех, дискуссии в обществе не было бы в принципе.

- Вряд ли неприкосновенность жилища является большей ценностью, чем жизнь человека, - считает он.

Кассационный суд расширил правила самообороны

Но ситуация может повернуться и обратной стороной, ставя под сомнение ценность жизни и здоровья того, кто оборонялся. Если жертвой становится нападавший, оборонявшемуся, что называется, мало не покажется. Так, в июне прошлого года широкий резонанс получила история "кохомского стрелка": Александр Краснов с оружием отбивался от банды выходцев из Средней Азии, которые пришли к нему в дом выяснить отношения с его сыном. В результате один человек погиб. Краснову вменили в вину умышленное убийство и поместили в СИЗО. Ему могло грозить до 20 лет. Только из-за общественного резонанса дело было переквалифицировано на статью "Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны". Сейчас Краснов дожидается суда под домашним арестом.

Поэтому и президент Федерации практической стрельбы России Михаил Гущин, и глава Московской коллегии адвокатов имени генерала Кудряшова Марина Ярош практически одними и теми же словами предлагают внести изменения в статью 37 УК РФ и дополнить ее формулировку "не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны" словами "в том числе с применением оружия или предмета, использованного в качестве оружия" - разумеется, если оно легально.

По данным Генпрокуратуры РФ, ежегодно в суд приходит около 50 уголовных дел по статье "превышение пределов самообороны".

Уголовное право