Евросоюз может разрешить поставки в Россию запчастей для самолетов импортного производства, предположил в беседе с "РГ" эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. В опубликованном пресс-релизе ЕС о седьмом пакете санкций содержится упоминание о снятии запрета на поставки России части товаров и услуг для авиационной отрасли.
"Техническая помощь России для авиационных товаров и технологий будет разрешена в той мере, в какой это необходимо для обеспечения работы по установлению технических промышленных стандартов Международной организации гражданской авиации", - говорится в сообщении.
Речь идет о соблюдении стандартов безопасности, и это может означать смягчение санкций в виде допуска поставок в Россию запчастей для технического обслуживания воздушных судов, считает эксперт.
"Из сделанных заявлений можно понять, что скорее всего вопросы поддержания летной годности из-под санкций будут выведены. Это будет очень серьезное, значимое решение", - отметил Борисов. Парк воздушных судов в России достаточно молодой, потому при должной поддержке его хватит на достаточно продолжительный срок.
Но какие именно послабления будут сделаны, пока не понятно, добавил Борисов. Возможно, будет принято решение оставить запрет на продажу в Россию новых самолетов, но запрет на поставку запчастей будет снят.
В Евросоюзе, видимо, начали понимать, что введенные санкции оказались неадекватно жесткими. К тому же от ответных мер в виде закрытия воздушного пространства России для пролета воздушных судов европейцы теряют огромные деньги и уступают нишу китайским компаниям, которые летают напрямую, отметил Борисов.
В результате авиационные санкции оказались болезненными для обеих сторон. Возможно будут предприняты встречные попытки как-то ослабить давление, говорит эксперт. "В любом случае - это признак здравомыслия, который дает надежду на то, что удастся постепенно решать наиболее проблемные друг для друга вопросы", - заметил Борисов.
Евросоюз ввел против России уже шесть пакетов санкций после начала специальной военной операции на Украине. В числе прочего были запрещены поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей, техническое обслуживание самолетов, их страхование. Лизингодателям было предписано разорвать контракты с российскими авиакомпаниями.