"Гранит", "Гранит", я "Урал", квадраты "Медведь", "Белка", повторяю, квадраты "Медведь", "Белка", - дает вводную по рации офицер с позывным "Урал".
"Урал", я "Гранит" принял, выдвигаемся", - отвечает командир самоходной артиллерийской установки "Акация".
Офицер объясняет, что под Угледаром наш беспилотник заметил движение пехоты и техники ВСУ. Самоходке необходимо выйти на позицию, чтобы нанести удар по противнику.
Выход на позицию
Ревя мотором, "Акация" выезжает с замаскированной позиции и начинает двигаться по проселочным дорогам. До огневой позиции нужно проехать около четырех километров. Маршрут лежит вдоль полей неубранной пшеницы, которые уже наполовину сгорели от постоянных обстрелов. Артиллерийские дуэли на этом участке ведутся каждый день, без перерывов. В последние дни интенсивность огня усилилась. ВСУ постоянно пытается прощупать слабые места в наших позициях, чтобы предпринять на них атаку. Как правило, такие выпады заканчиваются для них печально. Подразделениям ВСУ приходится быстро ретироваться назад, оставляя на поле боя погибших и раненых.
Поплутав по полям, самоходка выходит на огневую позицию. Сейчас для артиллеристов время идет на минуты. Выстрел, который неподготовленному человеку бьет по барабанным перепонкам. Перезаряда. Выстрел. Еще один выстрел.
Почти тридцатитонная машина дает по газам и быстро уходит с места стрельбы. Оставаться на огневой позиции больше 7-10 минут смертельно опасно. Украинская артиллерия отвечает на наш огонь достаточно оперативно.
"На все про все у нас есть минут 10 максимум, потому что сразу может прилететь ответка с той стороны. Если долго стоять на одном месте, будет печально. Цель отработали и моментально сменили позицию. У ВСУ есть системы контрбатарейной борьбы, как советского, так и западного производства, наши огневые позиции засекают очень быстро", - рассказывает старший офицер самоходной артиллерийской батареи Иван с позывным "Урал".
"Акация" почти все время находится в движении. Как только оператор нашего беспилотника обнаружил подозрительное движение с той стороны, сразу поступает команда "к бою!".
Война нервов
"Урал" рассказывает, что его подразделение наносит удары по позициям противника в районе города Угледар. Задачи - уничтожение пехоты противника, подавление огневых точек, поражение бронированной техники. "Каждый день у нас что-то происходит. В день 10-15 выездов на огневые позиции. За последние дни у нашего подразделения подтвердили попадание в танк, уничтожение нескольких БТР и БМП, а также поражение пехоты в лесополосах", - рассказывает офицер.
По данным разведки, позиции у ВСУ на этом направлении сильно укреплены, закопались украинские подразделения хорошо. Противник при первой возможности старается ответить на работу российской артиллерии.
По экипажам "Акаций" ведет огонь реактивная артиллерия - "Грады" и "Ураганы". Стреляют они в основном кассетными боеприпасами. Также идут обстрелы американскими орудиями М777. Такой обмен "любезностями" не прекращается ни днем ни ночью. Как признаются артиллеристы, идет настоящая война нервов. Выдерживать такой высокий темп боевых действий неподготовленному человеку очень сложно.
Огневое усиление
Артиллеристы отмечают надежность и неприхотливость "Акаций". За простоту эту машину, наверное, можно назвать автоматом Калашникова среди гаубиц. Однако стрелять "Акация" может на дальность всего в 17 километров. Такой дальности зачастую не хватает, чтобы поразить орудия типа американской гаубицы М777, которая обычным снарядом стреляет до 24 километров. Иногда приходится просить помощи у старших коллег - артиллеристов, работающих на самоходках "Мста-С". Однако, как правило, такие запросы - потеря во времени. ВСУ уже успевают сменить позицию, и стрельба идет по пустому квадрату. Для контрбатарейной борьбы необходимы более дальнобойные орудия, типа самоходок "Мста-С".
Такие гаубицы нужны для того, чтобы артиллерия противника не чувствовала себя в безопасности ни днем ни ночью. Вроде бы батарею пообещали усилить парой "Мста-С", однако пока до дела так и не дошло.
Позывной "Осетия"
Командир гаубичного взвода с позывным "Осетия" говорит со слегка заметным акцентом. Рассказывает, что родом он из Южной Осетии. "Мне было 13 лет, когда у нас началась война. Я ее видел, я сидел в подвале, когда были обстрелы, бомбежки. После войны нам Россия дала квоты на поступление в военные училища. Я сразу принял решение стать военным. Поступил в Московский военный университет. Закончил кафедру военно-политической работы, . Попал по распределению в артиллерию", - вспоминает офицер.
Работа САУ "Акация" в ходе специальной военной операции на УкраинеПоработав замполитом, "Осетия" понял, что ему интереснее работать непосредственно артиллеристом.
"Я хотел изучить работу орудий, понять, как работать с ребятами, отдавать приказы тем людям, которые понимают в этой работе больше, чем я. Изучил матчасть гаубиц. Сейчас могу работать за командира орудия, наводчика и за механика-водителя", - рассказывает офицер. "Осетия" находится на позициях под Угледаром уже больше месяца и неплохо изучил тактику ВСУ.
"Если проехать чуть дальше, то можно увидеть несколько высоток Угледара. Мы видим их, они, соответственно, видят нас. Если я занимаю огневую позицию, то буквально через минут десять по нам начинает работать украинская артиллерия. Понятно, что на последних этажах этих зданий работают артиллерийские наводчики. Но мы не можем по ним работать, так как это гражданские строения. Так и воюем. Выскочил, быстро отстрелялся и в укрытие. А "укропы", как у них принято, прикрываются мирным населением" - рассказывает офицер.
Дрон в помощь
К сожалению, помогают ВСУ и некоторые местные жители. На маршрутах движения техники, которые несколько раз были проверены саперами, внезапно появляются противотанковые мины. Обстрелы позиций могут начаться и после того, как рядом с ними случайно проедет гражданская машина. Военные констатируют, что, несмотря на в целом положительное отношение к ним мирного населения, оглядываться назад приходится часто.
Очень уважают артиллеристы работу операторов беспилотников, которые корректируют огонь наших орудий. "Я со всеми работаю, но те координаты, которые мне дает наш корректировщик с позывным "Пума", - это высший пилотаж. Благодаря его координатам, накрываем позицию противника буквально с двух выстрелов", - говорит "Осетия".
Пока идет диалог с офицерами, расчет "Акации" оперативно маскирует машину. Делается это настолько грамотно, что достаточно крупную по габаритам самоходку незаметно с нескольких метров. У командира батареи снова запищала рация. Выслушав доклад оператора беспилотника, который корректировал огонь и наблюдал за результатами стрельбы, офицер улыбнулся. Расчет поразил пехоту противника и уничтожил одну бронированную машину. Квадрат был зачищен.