Сначала ребенка пытались лечить от других кожных заболеваний - все это негативные моменты, которые подтверждают возможность распространения инфекции за пределами ЛГБТ-сообщества. Об этом рассказал в своем Telegram-канале врач, эксперт лабораторной диагностики, руководитель лабораторных проектов в ГМК МЕДМА Александр Соловьев.
"Опубликовано подробное описание случая оспы обезьян у ребёнка 10 лет. Случай без связи с известным источником. Проследить цепочку передачи вируса не удалось", - отмечает эксперт.
Согласно описанию, первые высыпания у ребенка обнаружились после отдыха в Турции, было назначено лечение от дерматомикоза, потом от импетиго. Наконец, после появления 20 элементов сыпи, врачи заподозрили оспу обезьян. "Сыпь в виде одиночных красно-коричневых везикул: левое ухо, левая нижняя челюсть, оба предплечья, бёдра, спина. Лимфоузлы не увеличивались, температуры не было, самочувствие хорошее", - так описано течение болезни ребенка.
Диагноз был подтвержден ПЦР-тестированием, а также мазками с везикул и слизистых. При этом у родителей, брата и сестры заболевшего ребенка ПЦР показал отрицательный результат.
"В Турции тесных контактов с другими людьми не было. Шезлонги всегда покрывались своими полотенцами. Сексуальное насилие было исключено", - отмечают авторы эпидемиологического расследования.
Известны случаи воздушно-капельной передачи инфекции. Не исключено, что заражение могло произойти при пользовании общими предметами, которых касался больной человек - например, это могло быть полотенце.
"У ребенка выявлен дефицит IgА. Это может быть фактором возможной передачи инфекции воздушно-капельным путем, так как у ребенка снижена защитная функция слизистых дыхательных путей", - считают авторы публикации.
"Это плохая новость. Заражение ребенка без связи с источником означает, что вирус оспы обезьян распространяется более широко и вышел за пределы группы мужчин, занимающихся сексом с мужчинами, - комментирует публикацию Александр Соловьев. - Мы уже знаем о бессимптомном носительстве вируса оспы обезьян и возможности передать вирус без симптомов. Клиническая диагностика оспы обезьян затруднена. Данный случай наглядно демонстрирует, как врач сначала предполагал два других диагноза. Взрослые пациенты также описывают тернистый путь установления диагноза "оспа обезьян".
Оспа обезьян медленнее, чем COVID-19, распространяется, но уверенно, констатирует эксперт. В группе риска - дети, беременные, люди с кожными заболеваниями (атопический дерматит, экзема, псориаз), с нарушениями иммунитета.
В то же время единственный выявленный случай оспы обезьян в России (Санкт-Петербурге) был купирован - врачи отследили возможные контакты заболевшего мужчины, которого изолировали в инфекционном боксе. Поскольку инкубационный период заболевания прошел, но никто не заболел, специалисты сообщили, что завозной случай продолжения не имел.
"У нас пока один случай оспы обезьян, официально зарегистрированный в Санкт-Петербурге, и это - завоз из Европы, это известная ситуация, уже прошло две недели, то есть, инкубационный период, пока продолжения никакого нет", - сообщил 20 июля заместитель директора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, академик РАН Александр Горелов.
При этом эксперты не исключают дальнейших случаев завоза инфекции туристами, возвращающимися из стран, где есть заболевшие.