Такое вот ощущение встречи с теплым городом я испытал, оказавшись в Гродно, расположенном неподалеку от стыка границ Беларуси с Польшей и Литвой. Да и любой другой обречен на это, даже если он самый что ни на есть привередливый путешественник, повидавший прежде полмира.
Чудак-человек: Как один гражданин помог изменить к лучшему целый городКонечно, этому средневековому городу повезло в том смысле, что обе мировые войны пощадили большинство его старых зданий, храмов, замков и дворцов. Но повезло также и потому, что городские власти не просто бережно относятся к тому наследию, которое получили, а стараются, используя самые современные градостроительные технологии, превратить Гродно в центр международного туризма. И это им явно удается.
Здесь тот самый случай, когда лучше самому увидеть, чем путеводители читать.
Мне повезло в Гродно с первых же минут, едва я бросил свои пожитки в бутик-отеле на Советской площади, которая когда-то была Рыночной и считается историческим центром города. Там сразу материализовался, словно джин из бутылки, человек примерно моих лет, с круглой лысой головой, чрезвычайно приветливый, влюбленный в окружающую жизнь и готовый круглые сутки рассказывать про свой родной город.
Александр Иосифович Лосминский работал журналистом, создал и долгое время возглавлял городское телевидение, был депутатом городского совета, почти полвека руководил народным фотоклубом, сочинил неформальный гимн города… Короче говоря, он сам - одна из местных достопримечательностей, я это говорю не в знак благодарности, а констатируя очевидный факт.
Лосминский взял меня в оборот сразу, не дав минуты на то, чтобы отдохнуть с дороги. И два дня я был у него в заложниках, почерпнув за это время множество удивительных историй, связанных с Гродно и с самим Александром.
Прямо из гостиницы, несмотря на вечерний час, мы отправились к Старому Королевскому замку, где неулыбчивый стражник вначале перегородил нам дорогу ("Приходите завтра"), но, присмотревшись к Лосминскому, немедля сменил гнев на милость, отворил тяжелые врата и впустил нас внутрь.
Такое случалось еще множество раз - было впечатление, что все его тут знают, уважают и готовы оказать содействие в любой ситуации. Саша воспринимал это как должное, с той невозмутимостью, которая и подобает столь знаменитому гродненцу.
Ему было легко вести меня сквозь череду местной волшебной обыденности, потому что ко многим появившимся здесь деталям, которые превращают населенный пункт в город, Лосминский имеет самое прямое отношение.
Возглавив комиссию по культуре Гродненского городского совета, он первым делом собрал историков, попросил их представить документы из прошлого и поделиться своим видением будущего. На основании всего этого была создана программа "Наследие", которая действует по сию пору. Тогда исторический центр вовсе не был таким, каким он предстает сейчас: шиферные крыши, растрескавшиеся стены, дощатые туалеты во дворах.
Порылись в архивах - там нашли картинки старого города и решили воссоздать его в прежнем виде, даже цвет стен сохранили таким, каким он был в средние века.
Никакого шифера на крышах - только черепица и красного цвета, отчего Гродно в любую погоду выглядит празднично, как, собственно говоря, он и должен выглядеть, если это город, а не населенный пункт.
На основе существовавшего городского музея (двести тысяч единиц хранения!) Лосминский предложил создать в исторической части целую цепь маленьких уютных музейчиков и сам взялся за то, чтобы старую каланчу рядом с Королевским замком переоборудовать в пожарно-технический музей. Теперь каждый полдень со смотровой площадки - сто двадцать ступеней вверх по винтовой лестнице - трубач, одетый в форму средневекового огнеборца, возвещает собравшимся туристам о том, что с пожарами все окей.
От каланчи мы направились по старинной пешеходной улице, которая тоже называется Советская, да и как еще может называться улица, на которой ничего советского и близко нет. Там Лосминский показал одно из уютных кафе в средневековом подвальчике, и это тоже можно поставить ему в заслугу: заставил чиновников все подвалы ревизовать, там отныне кафешки, сувенирные лавки, винные погребки.
У дома молодежи задержались, здесь реализована еще одна его придумка: Площадь кино. Суть вот в чем. И московские, и минские режиссеры давно облюбовали Гродно с окрестностями для натурных съемок. Больше пятидесяти фильмов и сериалов обязаны своим рождением этому городу. Среди них есть всем нам знакомые и любимые: "Белые росы", "В августе 44-го", "Днепровский рубеж", "Смерш"…
С некоторых пор на площади установлены баннеры с информацией о снятых здесь лентах, в мостовую вмонтированы плиты с названиями популярных фильмов. А завернешь за угол, там увидишь отлитую в бронзе детскую коляску, заполненную пустыми бутылками - ту самую, которую возил Васька (актер Караченцов) в фильме "Белые росы".
Но самое грандиозное достижение Александра Лосминского связано с ранее неизвестным мостом через Неман, который он обнаружил и благодаря которому город получил еще одну важную и современную коммуникацию.
Здесь надо пояснить, что мой новый друг лет десять назад задался целью отснять Гродно и прилегающие районы с высоты птичьего полета, для чего явился к губернатору (на самом деле - к председателю облисполкома, здесь за всеми подобными структурами остались советские названия) и затребовал у него самолет Ан-2. Как ни странно, областной начальник отнесся к просьбе с пониманием, Лосминский получил в свое распоряжение "кукурузник", выполнил на нем три десятка вылетов, отснял все семнадцать районов, а сделанные им фотографии стали основой множества фотоальбомов, раскрывающих красоту этого уголка Беларуси. Один из снимков даже вошел в анналы, стал визитной карточкой страны, там кусок леса в форме сердца - это не постановочный кадр, такой увидел свою родную землю фотограф из пролетающего самолета. И нажал на спуск, остановив для всех нас "чудное мгновенье". Теперь этот кадр всякие пиарщики и рекламщики растащили по буклетам, но Лосминскому не жалко: "Пусть все знают, что у нас даже леса растут в форме сердца".
Однажды, во время одного из таких полетов он увидел на окраине мост, который не значился ни на одной городской карте. Пришел с фотографией в исполком, начальник, увидев мост, обомлел. "Не может такого быть!" - воскликнул он. И уже в следующий рейс они вылетели вместе. Что же оказалось? Когда-то, давным-давно, мост построили военные для своих нужд, был он железнодорожным, вел на какое-то закрытое предприятие. Теперь и завод тот перестал существовать, и поезда по мосту не ходили, никто про него знать не знал. А городу он как раз очень пригодился.
Сейчас чиновники называют эту реконструированную по самым современным стандартам переправу "мост Лосминского".
И ведь еще много чего хорошего на счету этого чудака, который ни себе не дает покоя, ни начальству.
- Они, наверное, когда тебя видят, то пугаются? - спросил я своего нового друга, имея в виду начальство.
- Привыкли уже, - легкомысленно отмахнулся он. - Давно уяснили, что все мои идеи идут на пользу городу, а значит, и им в актив.
Честно сказать, тогда я ему не поверил и задал тот же вопрос главе Гродно (по местному - председателю горисполкома).
- Да, некоторых он раздражает, - согласился со мной Мечислав Гой. - Но я вам так скажу. Если бы в городе таких, как Лосминский, было еще человек сорок, то мы бы горы свернули. Всегда оказывается, что в его идеях, которые вначале кажутся безумными, есть рациональное зерно. Взять тот же мост. Ведь мы, благодаря настойчивости Лосминского, сэкономили огромные деньги. Я думаю, не меньше 700 тысяч евро.
…Уже в Москве я получил от Александра Иосифовича письмо. Он подробно описывал то, как Гродно готовится к Форуму регионов Беларуси и России. С гордостью перечислял ту продукцию местной промышленности, которая будет представлена на Советской площади: свои автомобили, трактора, автобусы, тягачи, холодильники, телевизоры, стиральные машины, продукты питания и изделия легпрома.
Конечно, он настоящий патриот, и такой патриотизм мне по душе.
Кстати
Туристы из восьмидесяти трех стран могут приехать в Гродно без оформления виз. В год город и область навещают до 250 тысяч человек. Наряду с традиционными видами путешествий здесь развиваются промышленный туризм, медицинский туризм, агротуризм.