26.07.2022 10:53
Культура

В преддверии открытия театра в Севастополе прошли "Оперные вечера"

Текст:  Ольга Ковалик (член Союза писателей России (Севастополь - Москва))
Российская газета - Федеральный выпуск: №163 (8811)
Севастопольский государственный театр оперы и балета, основанный по поручению президента страны, не стал дожидаться возведения родных стен, а буквально ринулся в бой за формирование своей - подготовленной - аудитории. Тактика выбрана совершенно верная, ведь в городе-герое сроду не было даже учебного заведения культуры, по уровню выше музыкальной школы.
Читать на сайте RG.RU

Сам абрис будущего театра, спроектированного австрийским архитектором Вольфом Приксом, напоминает парящую над морем чайку. Этот символ-марина имеет еще и глубокий театральный подтекст: в апреле 1900 года Чехов лично присутствовал в Севастополе на триумфальном представлении пьесы "Чайка" артистами Художественного театра как раз напротив мыса Хрустальный, где через несколько лет раскинет свои крылья Театр-Чайка.

/ Анна Корнилова

Скажем откровенно, мнения у жителей разные. Одни за устройство на мысе Хрустальный только мемориала, посвященного Севастопольской обороне 1941-1942 годов. Другим в проекте культурного кластера видится сплошной "деконструктивизм". Третьих обижает, что Театр оперы и балета собирается "приучать" севастопольцев к высокому искусству посредством музыкальных проектов. Последний упрек парировал замдиректора строящегося театра, бывший премьер балета Большого театра, народный артист Андрей Уваров:

- Для меня лично любая коммуникация со спектаклем - это просвещение, основанное на глубоком постижении увиденного и услышанного. Если я просвещаюсь, то отчасти и приучаюсь к каким-то ранее не известным мне пластам культуры. Каждый человек, переживающий встречу с художественным "продуктом", учится, а значит, и самосовершенствуется. Стоит только сказать: "Я все знаю", как на творческом общении с миром можно ставить крест. Поэтому мне хочется, чтобы севастопольцы приучались к великим произведениям искусства и могли судить о мастерстве создателей, которое должно не только доставлять удовольствие, но и обогащать духовно".

Руководство Театра оперы и балета стоит на твердой позиции: основание нового "учреждения культуры" на южном берегу Севастопольской бухты, в едином пространстве с музейно-мемориальным комплексом, создаст творческий "раствор", который еще более укрепит авторитет города-героя как "патриотической столицы России". Любовь к Родине воспитывается не только уважительным отношением к ее героической истории, но и гордостью за отечественное искусство. И то, что музыкальный театр рискнул начаться "с чужой вешалки", заявив на сцене Севастопольского драматического театра имени Луначарского эксклюзивные по содержанию и исполнению программы, делает ему честь.

/ Анна Корнилова

Судя по циклу "Оперные вечера", курс взят на самобытную форму общения исполнителей со зрительным залом. Автором замысла стала Мария Уварова: ей удалось настолько точно изучить потенциальную аудиторию театра, что в результате получились своеобразные просветительские программы. "Оперные вечера" имеют подзаголовок "Pro opera", где, по идее Андрея Уварова, первое слово - и предлог, и приглашение, к "нескучной" классике, которая обретает еще и познавательные черты, транслируя неравнодушные значения и личностные смыслы. Что иллюстрировали вокальные партии в "живом" театрализованном исполнении ведущих солистов Камерной сцены Большого театра, МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, Чувашского театра оперы и балета.

После того как с огромным успехом прошли семь "Оперных вечеров", посвященных зарождению жанра оперы, вокальному искусству эпохи Ренессанса, барочной музыке, придворному оперному театру России, венским композиторам-реформаторам, немецким романтикам, оперному театру Франции XIX века и расцвету русского оперного искусства, можно подвести некоторые итоги.

Во-первых, стала очевидной сверхзадача цикла: подготовить зрителя к будущему репертуару Севастопольского театра оперы и балета, дать ему возможность не просто воспринять что-то новое в безграничном мире "музыкальной драмы", а выявить для себя, какой эпохе и каким композиторам он отдает предпочтение. Мария Уварова объясняет: "Мы в увлекательной форме рассказываем не только о создателях оперного произведения, но и о культуре времени, с ним связанного, чтобы у слушателя появилось желание уже самостоятельно углубить свои знания и не просто прийти "на оперу", а осознанно выбрать спектакль. Отталкиваясь от этого, мы запустили 10-серийный курс "Оперных вечеров", который готовили более полутора лет".

/ Анна Корнилова

Во-вторых, жители Севастополя получили возможность систематически бывать на представлениях с тщательно обдуманной программой и не менее тщательным подбором исполнителей. Своеобразный экскурс в оперные истории публика совершает с помощью таких "гидов", как музыкальный руководитель проекта, дирижер Большого театра Антон Гришанин, режиссеры Камерной сцены им. Покровского Эдем Ибраимов и Татьяна Миткалёва, квартет солистов Камерной сцены, концертмейстер Молодежной оперной программы Большого театра Сергей Константинов и его коллега Сергей Ионин, преподаватели Московской консерватории, лауреаты международных конкурсов скрипач Давид Ардуханян и выпускница Женевской национальной консерватории органистка, пианистка Анастасия Черток.

/ австрийский архитектор Вольф Прик

Специально для первых трех барочных программ руководство Севастопольского театра приобрело "клавир" - уникальный инструмент, способный точно воспроизводить звучание клавесина и органа. Вообще, уважительное отношение создателей оперного цикла к своему "детищу" провоцирует и солистов на интересные интерпретации предложенного им музыкального материала. Каждый концертный вечер отличается скрупулезно расставленными смысловыми акцентами и точно выверенным финалом.

Севастопольцы с восторгом приняли "Оперные вечера", которые язык не поворачивается назвать "лекциями". Эта театральная новация не должна ограничиться одним сезоном или одним театром, так как обладает огромным просвещенческим потенциалом.

Три последних представления, посвященные итальянской опере и музыкальному театру XX века, состоятся в конце этого года. В сентябре Севастопольский театр оперы и балета порадует публику двумя программами, подготовленными совместно с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением народного артиста СССР Юрия Симонова.

/ Анна Корнилова

А в эти дни, 28 и 29 июля, в Херсонесском музее-заповеднике, предваряя VI фестиваль оперы и балета, пройдет традиционный гала-концерт звезд Большого театра и Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. На сцену выйдут Светлана Захарова, Сергей Полунин, Екатерина Крысанова, Ксения Рыжкова, Владислав Лантратов, Дмитрий Соболевский и другие мировые знаменитости. Согласитесь, сложные логистические условия, в которых ныне оказался Севастополь, столь масштабные проекты способны лишь усилить искреннее восхищение - и благодарность зрителей.

Кстати

Сто лет тому назад Севастополь осчастливила инициатива Леонида Собинова, революционной стихией занесенного в Крым и возглавившего подотдел искусств местного отдела народного образования. В 1921 году певец создал Народную консерваторию, на открытии которой произнес пламенную речь о главном предназначении музыкального театра - развивать художественный вкус "широких масс". После чего с триумфом выступил на концерте в сопровождении им самим организованного симфонического оркестра.

Увы, Собинов не пробыл в Севастополе и года. Вернулся в Большой театр, а сколоченная великим тенором оперная труппа "2-го Советского театра имени Ленина" рассыпалась.

Между прочим, тогда же в "1-м Советском театре имени Луначарского" служил коллектив драматических артистов, возглавляемый Виктором Петипа, сыном великого хореографа. Позднее в Севастополе жили внучка и правнучка Мариуса Ивановича.

В Сочи открылся Большой летний музыкальный фестиваль
Севастополь Музыкальный театр