Денег у населения в последнее время стало заметно меньше. И рынок недвижимости тут же откликнулся на падение спроса предложением дешевого жилья. Ну как жилья... Это либо бывшие подвалы, по периметру которых, скрывая общедомовые коммуникации, возведены новые стены, либо апартаменты, нарезанные из бывших коммерческих помещений или обычных многокомнатных квартир. За 1 млн рублей можно купить такую квартирешку без окон в подвале дома в Проектируемом проезде N1438 в районе Очаково-Матвеевское, за 2,5-3 млн - в старом офисном здании по адресу: Щербинка, Бутовский тупик, 5. От 3,5 млн начинаются цены на так называемую нарезку - апартаменты, переделанные из квартир. Больше всего таких предложений в Новой Москве, но встречаются, например, и на улице Ивантеевской в Богородском районе или на Авиамоторной в районе Лефортово.
Каждая жилая единица будет иметь свою входную дверь и свою "мокрую зону" - унитаз, душевую кабину и раковину в мини-нише, обозначающей кухню. При этом канализация может быть проложена под кроватью, но жильцы узнают об этом, только когда ее прорвет. И окна в таком жилье есть не всегда. Когда трешка в новостройке нарезается на шесть студий - такую историю недавно обнаружила Мосжилинспекция в доме N14/1 на улице Маршала Катукова в районе Строгино, одной из них может стать гардеробная, где окна в принципе не были предусмотрены и прорубить их нельзя, поскольку ни одна из стен гардеробной не выходит на улицу. А в бывших офисных помещениях владельцы могут разделить окно на две студии, возведя стену ровно посередине оконного проема. И один сосед будет смотреть на улицу из широкой, но неподвижной за счет новой стены части окошка, а второму достанется узкая, но зато открывающаяся.
Дешевизна такого жилья объясняется еще и тем, что оно редко когда располагается в центральных районах столицы. В центре коммерческая недвижимость обычно неплохо востребована, к тому же там, где много людей, сложнее затеивать глобальные перепланировки. Этим обычно занимаются в новых ЖК, где в круговерти перманентных ремонтов никто не спросит, зачем сосед прорубает шестую дверь.
Зачем такое продают и, главное, зачем покупают? С какой стороны ни взгляни, у этого недожилья - одни минусы. Если оно переделано из комммерческого помещения - это только апартаменты, прописаться в которые нельзя. На такую покупку не дадут ипотеку, и об этом риелторы обычно предупреждают сразу. В последние годы они научились обходить закон, продавая нарезку даже без договоров долевого участия. "Но отдельного кадастрового номера у дольки от помещения все равно никогда не будет, а это значит, что де-юро покупатель за свой миллион приобретает лишь право проживать в некоем помещении, которое является частью многокомнатной квартиры или офисного здания. И дальше распоряжаться этим имуществом ему будет непросто, к тому же всегда есть вероятность лишиться его по решению суда, потому что подобные перепланировки являются незаконными", - говорит юрист, член адвокатского бюро Москвы Михаил Муромцев. Так, например, случилось недавно в подмосковном Красногорске, где суд постановил снова превратить семь студий в один таунхаус. А купившим жилье в этих студиях лишь посочувствовали и порекомендовали также через суды взыскивать деньги с тех, у кого они покупали квартиры.
Тем не менее желающих прикупить дешевые квадраты в столице все равно много. Да, в этом жилье нельзя прописаться, но зато его можно сдать гастарбайтерам, отбивая, пусть и по крохе, затраты на покупку. "А некоторые даже и не сдают - покупают на несколько лет, чтобы сохранить средства, пока копят на нормальное квартиры, а потом продают. Нет более надежного вложения денег, чем московская недвижимость", - продолжает адвокат.
О том, как живется в квартирах без окон или почти под землей, лучше даже не спрашивать. Тесно, душно и страшно, что в любой момент тебя среди ночи выметут с кровати решением суда. Но зато за миллион и в Москве, да.