01.08.2022 12:05
Культура

Как любовь к театру связала Мамонтова и Станиславского, рассказывают в усадьбе "Абрамцево"

Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Федеральный выпуск: №169 (8817)
Из домашнего театра Мамонтовых родилась первая русская частная опера. А из театра семьи Алексеевых - знаменитый художественный театр Станиславского.
Читать на сайте RG.RU
/ Александра Фомина

Как готовились, репетировали, как шили декорации, костюмы, кого играли - об этом рассказывает совместный проект музея МХАТа и музея-заповедника "Абрамцево" "Мамонтов и Станиславский. Жизнь в искусстве", размещенный в интерьерах поленовской дачи в ста метрах от главного абрамцевского дома.

Вера и Иван Мамонтовы в спектакле "На Кавказе". / Пресс-служба музея МХАТа

"У нас получился симбиоз, - рассказала "РГ" куратор выставки, замдиректора по научной работе музея-заповедника "Абрамцево" Елена Митрофанова. - Мы предоставили произведения Поленова, Васнецова - эскизы костюмов и декораций, а музей МХАТа - реквизит, подлинные костюмы, макеты спектаклей. Если Мамонтов-режиссер больше импровизировал, то Станиславский долго выстраивал будущий спектакль и делал подробнейшие записи, в том числе создавал макеты декораций. И все это мы показываем на поленовской даче, которая была построена вскоре после венчания двух художников - Василия Поленова и Натальи Якунчиковой в абрамцевской церкви".

Вера и Иван Мамонтовы в спектакле "На Кавказе". / Александра Фомина

Впервые будущий создатель МХАТа, режиссер и педагог Константин Станиславский (а тогда Костя Алексеев) увидел Савву Мамонтова на детской домашней постановке. Тот играл какого-то злого волшебника с бородой. Маленький Костя испугался, заплакал и убежал со спектакля. Так произошло их первое знакомство. Имение Мамонтова Абрамцево и имение Алексеевых Любимовка, которым владел отец Константина Сергеевича, находились недалеко друг от друга. Но между Алексеевыми и Мамонтовыми родство было не только географическое, но и кровное. Супруга Мамонтова Елизавета Григорьевна - двоюродная сестра Станиславского. О Любимовке на выставке напоминает мебельный гарнитур из усадьбы. На нем точно сиживали и Мамонтов, и Станиславский. Сама усадьба, расположенная недалеко от подмосковной станции Пушкино, уже более пятнадцати лет на реконструкции.

Вера и Иван Мамонтовы в спектакле "На Кавказе". / пресс-служба Абрамцево

Театр знаменитого Мамонтовского кружка вырос из вечерних чтений (на выставке представлены карандашные зарисовки этих встреч Ильи Репина).

Спектакль "Чёрный тюрбан". Абрамцeво. 1889 год. / Пресс-служба музея МХАТа

А Алексеевы сами попросили батюшку организовать домашний театр после того, как впервые побывали в цирке. Для этого к дому в Любимовке даже пришлось пристроить специальный театральный флигель (запечатлен на фотографии).

В музее-заповеднике "Царицыно" восстановят Оранжерейные пруды
Спектакль "Чёрный тюрбан". Абрамцeво. 1889 год. / Александра Фомина

Первый спектакль показали в московском доме Саввы Ивановича 31 декабря 1878 года: это были "живые картины" - маленькие сцены без слов в сопровождении музыки. Для создания спектаклей Савва Иванович приглашал выдающихся художников своего времени, у Алексеевых - декорации и костюмы делали сами. Станиславский вспоминал мамонтовские спектакли: "В одной из комнат расстилалось полотно для Василия Дмитриевича Поленова, и он со своим молодым помощником Коровиным готовил декорации своего акта. В другой комнате Илья Ефимович Репин со своим помощником, Серовым, писал другой акт. В третьей комнате работал Виктор Михайлович Васнецов, суетился Врубель… Где-то по углам репетировали, в кабинете стучали топоры: строили сцену, а в большой столовой с утра до вечера не сходили со стола самовар и угощение для всех участников спектакля".

Спектакль "Чёрный тюрбан". Абрамцeво. 1889 год. / Пресс-служба музея МХАТа

К домашним постановкам готовились серьезнее, чем в профессиональных театрах. В то время существовало понятие "дежурных" декораций, которые кочевали из спектакля в спектакль - императорские театры экономили на реквизите. Зато Савва Мамонтов денег на постановки не жалел. Савва Великолепный немного писал, немного рисовал, лепил, пел и прекрасно считал деньги. Он дышал искусством, и без него Серебряный век был бы другим.

Спектакль "Чёрный тюрбан". Абрамцeво. 1889 год. / пресс-служба Абрамцево

Для оперетты "Микадо" дом Алексеевых буквально превратился в маленькую Японию - старшие сестры Константина Сергеевича достали пьесу и костюмы, все домочадцы переоделись в кимоно, а в Любимовку позвали настоящих японцев учить манерам, этикету и языку.

Сцена из спектакля "Коварство и любовь". / Пресс-служба музея МХАТа

Мамонтов писал пьесы сам (всего его перу принадлежит 20 произведений, сборник представлен на экспозиции), перерабатывал классические произведения и сам же ставил. Летом 1881 года в большом сенном сарае в Абрамцево поставили "Каморру" авторства Саввы Ивановича. Для веселой комедии из неаполитанской жизни Василий Поленов создал прекрасную декорацию с видом Везувия и даже сыграл роль мрачного старика, члена тайной преступной организации.

Сцена из спектакля "Коварство и любовь". / Александра Фомина

В успех "Снегурочки" Виктор Васнецов сначала не верил. "Писал я их, понятия не имея, как пишутся декорации, - говорил Васнецов. - До часу или двух ночи, бывало, пишешь и возишь малярной кистью по холсту… и сам не знаешь, что выйдет… Савва Иванович уж тут, взглянет ясным соколиным оком, скажет бодро: "А хорошо!" Спектакль был настолько хорош, что его ставили четыре раза. Эскизы костюмов к "Снегурочке" - сами по себе произведения искусства. Тут же практически автопортрет - Васнецов в роли Деда Мороза. Это была его первая и единственная роль в театре: от природы Виктор Михайлович был весьма застенчив, но, по словам художника, "вдохновляющий деспотизм дяди Саввы" победил. Кроме того, в "Снегурочке" Васнецов, собиравший народный костюм, одел весь хор и даже статистов в старинное русское платье. А за роль Берендея взялся неутомимый Савва.

Сцена из спектакля "Коварство и любовь". / Александра Фомина

Отдельный раздел проекта рассказывает о проектах Общества искусства и литературы, созданного Станиславским в 1888 году. В спектакле по Шекспиру "Много шума из ничего" Станиславский сыграл Бенедикта - одну из лучших своих ролей. Для постановки сшили два вида костюмов - более легкий вариант для репетиций и полное обмундирование для выхода на сцену. Костюмы для спектакля "Отелло", также поставленного Обществом, шили вручную с использованием золотого шитья (напомним, что Алексеевы владели своей золотоканительной фабрикой). Отелло, конечно, сыграл сам Константин Сергеевич. До создания МХАТа оставалось десять лет…

Сцена из спектакля "Коварство и любовь". / Пресс-служба музея МХАТа
Музеи и памятники Театр Москва