До недавнего времени основными поставщиками такой техники, в первую очередь банкоматов, были компании NCR и Diebold Nixdorf, на долю которых приходится почти 60 процентов рынка. Остальные 40 процентов заняты такими игроками, как DoCash (ФРГ), SBM (Южная Корея), Magner (США), Ingenico (Франция), Glory и Laurel Bank Machines Co., Ltd (Япония), Nautilus Hyosung (Южная Корея). На данный момент с Россией готовы сотрудничать компании из Кореи, Японии и Китая.
Проблему импортозамещения техники и ПО поставило перед банковской сферой поручение президента в 2020-м.
Аналоги иностранных программных продуктов формально есть. Но российские варианты зачастую проигрывают конкуренцию по набору функционала, возможностям интеграции и эргономичности. Наши производители не обладают достаточными мощностями и компетенциями. Их продукция либо менее эффективна, либо существенно дороже. Так, сканер от Positive Technologies MaxPatrol стоит больше, чем от Nessus, а более бюджетный вариант от Positive Technologies XSpider уступает по функционалу. Часть оборудования практически невозможно заменить (скажем, рабочие станции, написанные под Windows).
Что касается оборудования, то дефицита сейчас нет. Некоторые банки успели совершить масштабные закупки в январе. Сбербанк зимой провел технологические учения, где моделировалось отключение от поддержки зарубежных поставщиков софта и электроники, и приобрел много серверов и систем хранения данных.
Для решения проблемы импортозамещения в ход идут все ресурсы, в том числе оборудование обанкроченных банков. Активно такие операции проводит Агентство по страхованию вкладов (АСВ).
Наиболее чувствительно для отрасли отсутствие техники и ПО от Cisco, Oracle, Microsoft, Fortinet, Checkpoint и подобных производителей. Благодаря активности АСВ пополнить запасы оборудования можно через участие в торгах. Так, на сайте Агентства по запросу "Cisco" выпадает несколько предложений, на платформе Avito - около тысячи в ценовом диапазоне до двух миллионов рублей. По запросу "межсетевой экран" нашлось более трех тысяч результатов.
В любом банке из топ-10 количество "санкционного" оборудования измеряется в тысячах штук. В "Почта банке" на отечественные аналоги заменили автоматизированную банковскую систему и программы для взыскания просроченной задолженности. В ВТБ перешли на российские серверы, системы хранения данных, сетевые коммутаторы, трансиверы и средства защиты от DDoS-атак.
Продолжаются поставки банковской техники из Китая и Южной Кореи. Запаса оборудования и деталей должно хватить до конца осени. За это время ассоциация банков России предлагает оптимизировать огромный парк банкоматов, включающий более 190 тысяч устройств. Целесообразно объединить сети разных банков, которые смогут работать на имеющемся оборудовании как минимум три года. За это время реально наладить выпуск банкоматов в РФ. Одна компания их уже серийно производит.
К сожалению, уход ключевых игроков рынка грозит проблемами с вводом новых сторублевых банкнот по программе ЦБ. Приемники пока не могут их распознать, для этого необходим апгрейд. А уходящие с рынка компании отказываются его делать, хотя их техника используется. На апгрейд готова пойти Nautilus Hyosung и некоторые японские и китайские производители.
1 июля о прекращении работы в нашей стране заявила французская Thales Group, которая обеспечивала защиту транзакций и проверку ПИН-кодов для крупнейших банков России (Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк и Альфа-банк). Ее решения - международный стандарт криптографической защиты для банковских карт. Проблемы с Thales возникали и ранее, оборудование долго калибровали под стандарты компании. Сейчас есть риск, что защита исчезнет после первого же обновления. В лучшем случае продукты Thales будут работать в полном объеме до конца срока гарантии и техподдержки, не снижая уровня безопасности конечных систем. Альтернативой может стать ПО российских компаний CryptoPro и Infotecs, но переход на него займет два-три года.
ЦБ сформировал список банкоматов, рекомендованных для закупки и эксплуатации. Среди их производителей помимо NCR и Diebold Nixdorf значится корейская ATEC, японская Oki и китайская GRG (последняя начнет поставки не ранее IV квартала 2022 года).
Насколько быстрым будет процесс импортозамещения - сказать трудно. О постепенном переходе на отечественное оборудование пока объявил только Новикомбанк - опорный банк российской промышленности и госкорпорации "Ростех". Он планирует внедрить банкоматы концерна "Автоматика".
Банк "АкБарс" пошел по другому пути, обратившись к закупкам оборудования у китайской GRG Banking. Первые ее банкоматы подключат в сентябре. Сотрудничество с той же компанией рассматривают банки "Зенит", УБРиР, Сбер и "Открытие". "Почта банк" и ВТБ его уже наладили.
Потребность России в банкоматах составляет 20 тысяч штук в год. При дефиците оборудования есть возможности для внутреннего производства. Ранее был создан серийный образец отечественного банкомата. Выпуск планировался в объеме 10 тысяч в год. Делать банкоматы без импортных деталей способен и "Гознак", который производит автоматизированные счетно-сортировальные машины.