02.08.2022 15:25
Культура

В Челябинске прошел фестиваль "В честь Екатерины Максимовой"

Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №171 (8819)
Фестиваль "В честь Екатерины Максимовой" уже больше десяти лет становится одним из важнейших летних культурных событий в Челябинске. В этом году его кульминацией стал "Корсар", выпущенный в версии Юрия Клевцова.
Читать на сайте RG.RU
/ предоставлено Челябинским театром оперы и балета

История балетного фестиваля в Челябинске началась еще в начале XXI века - в 2002 году, при живейшем участии самой Екатерины Максимовой. На Урал звезду мирового балета привела ее ученица Татьяна Предеина, сделавшая неожиданный для танцовщицы высшего класса выбор - на взлете карьеры вернуться в родной город. Максимова этот выбор приняла и не раз сама приезжала в Челябинск, чтобы репетировать с Предеиной. Тогда и возник посвященный балерине фестиваль. После ухода из жизни Екатерины Сергеевны он не мог найти собственное лицо среди множества подобных. Несколько лет назад фестиваль возобновился в новом формате: Челябинск приглашает в гости спектакли близких и дальних соседей и старается представить собственную премьеру. Таким образом местная публика имеет возможность увидеть, что происходит в "большом" балетном мире, оценить разные жанры и направления развития, разглядеть приглашенных солистов не в промельке одного па де де, а в полноценном спектакле. В этом году в Челябинске показали "Конька-горбунка" Башкирского театра оперы и балета в постановке Ивана Васильева, "Вальпургиеву ночь" Джорджа Баланчина и "Brahms Party" Антона Пимонова, поставленные в Екатеринбурге, и "Раймонду" Юрия Григоровича, приехавшую из Красноярска.

"Корсар" ставят как доказательство: у нас есть звезды! Этот спектакль не стал исключением

Сам же Челябинский оперный приготовил новую версию классического "Корсара", который давно не входил в местный репертуар. За постановку взялся худрук труппы Юрий Клевцов. Экс-премьер Большого театра, свою карьеру он начинал блестящим Рабом в "Корсаре" Константина Сергеева, которого вскоре сменил на Конрада в редакции Юрия Григоровича, а закончил участием в знаковом "Корсаре" Алексея Ратманского и Юрия Бурлака. Но если тридцать лет назад "Корсар был раритетом, чья роскошь под силу только главным академическим театрам, то благодаря голливудским "Пиратам Карибского моря" эпидемия новых постановок захватила мир, заставляя балетмейстеров изощряться в оригинальности. В отличие от большей части доставшегося нам балетного наследия, первоначальный "Корсар" был создан до эпохи Петипа. Чтобы дожить до наших дней, он претерпел гораздо больше изменений, чем шедевры этого мастера, поэтому выглядит как вечно кипящий Везувий, не имеющий стабильной формы. От поэмы Байрона, лежащей в основе сюжета, давно остались лишь ошметки. Музыка представляет собой пэчворк - у радивых постановщиков на афише упоминается десяток композиторов. Хореография же, тоже содержащая напластования столетий, - это около десятка разрозненных больших и малых шедевров, которые каждый постановщик соединяет в меру опыта и таланта.

Юрий Клевцов подошел к "Корсару" радикально и повел его не в сторону первоначальных версий, что модно в современном балете, а решил придать тяжеловесному наследию мобильность, голливудскую динамичность, остросюжетность. Гигантский спектакль он постарался утрамбовать в два акта с прологом и эпилогом. В прологе же сделал заявку на актуальность, введя в опасный мужской мир корсаров, сталкивающийся с миром обитательниц восточного гарема, женщину-пиратку.

/ предоставлено Челябинским театром оперы и балета

Впрочем, в водовороте обманов, предательств, переодеваний, побегов и погонь (все это лишь ради того, чтобы соединились прекрасная пленница Медора и предводитель корсаров Конрад) появление дополнительной героини - лишь повод для новых танцев. В этом случае - не пуантных, а характерных, темперамент которых отлично демонстрирует Дарья Бадыкова. Достойно выглядит в них и злодей Бирбанто - Зураб Микеладзе. Не отстает от них Алексей Шакуро в роли Конрада.

Мариинский театр вернул на сцену балет "12"

И все же "Корсар" обычно ставится для того, чтобы продемонстрировать: у нас в труппе есть звезды! Челябинский "Корсар" не стал исключением. Он не удостаивает вниманием того, что в его оформлении (художник - Дмитрий Чербаджи) порой путаются небо и земля, море и суша, - ведь в труппе есть Лири Вакабаяси (Медора) и Кубаныч Шамакеев (Раб), которые влетели в премьеру сразу же после блестящего выступления в Большом театре на Международном балетном конкурсе. Ее деликатный академизм, его смелый напор, ее выдержка, его сила, ее возвышенность, его преклонение перед ней, их совместная победительная виртуозность - именно то, ради чего существуют подобные постановки, несущие не идеи и содержание, а ликование от полноты сил, молодости, красоты. Наслаждение процессом танца - это и есть главный сюжет "Корсара", его старается подхватить и развить вся труппа. Но чтобы быть на уровне своих главных героев, ей предстоит много репетировать новый спектакль. Для этого в Челябинске есть Татьяна Предеина, сама теперь перешедшая на репетиторскую работу.

Танец Челябинск