02.08.2022 11:39
Культура

В ГМИИ им. Пушкина откроется выставка "Котел алхимика"

Текст:  Наталья Соколова
Первая часть большого проекта "Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие" откроется 30 августа. Тема выставки необычная - полнота интерпретации искусства, зрительское восприятие, прочтение цветов.
/ Пресс-служба ГМИИ им.Пушкина
Читать на сайте RG.RU

По замыслу кураторов, тело зрителя становится котлом, в котором происходит алхимический процесс уникального прочтения произведения искусства, меняющийся в зависимости от индивидуальных когнитивных, вкусовых, телесных возможностей и ощущений.

В первой части проекта перед зрителем предстает галерея образов библейских и мифологических слепцов, среди которых "Самсон" Альбрехта Альтдорфера, "Слепой Товит" Рембрандта Харменса ван Рейна, "Гомер и муза Сапфо" Ангелики Кауфман, "Четыре струны луны. Сэмимару. Из серии "Сто ликов Луны"" Цукиоки Ёситоси и многие другие.

Тема ослепления раскрывается в графических листах из Библии Лютера (XVI век) и в немецком кабинетном витраже (XIX век). Особого внимания заслуживают две трактовки знаменитой библейской притчи о слепцах, известной нам по картине Питера Брейгеля Старшего. На выставке этот сюжет о слепых, ведомых незрячим, представлен гравюрой Габриэля Смита, по рисунку Якопо Тинторетто, и эстампом из Библии Пискатора. Картина "голубого периода" Пабло Пикассо "Слепой еврей с мальчиком", программное произведение Хорста Янссена "На треть слепой" и другие произведения иллюстрируют развитие этой темы в искусстве XX века. Помимо этой аллегории название выставки отсылает зрителя к работе Зигмара Польке "Котел алхимика" 1986 года, которая представляет собой опыт преодоления травмы тоталитаризма через протест против тоталитарности зрения.

Прямая речь

Евгения Киселева-Аффлербах, куратор выставки, руководитель отдела междисциплинарных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Мультисенсорные эксперименты в области искусства становятся все более частыми участниками музейных экспозиций. Выставка "Котел алхимика" не претендует на полное раскрытие темы редукции зрения, являясь, скорее, собранием подходов и концепций, которое обусловлено видением кураторов и коллекцией Пушкинского музея. Нашей целью было передать бесконечную вариативность личностного восприятия.

К выставке коллекции братьев Морозовых появился бесплатный аудиогид
Музеи и памятники