Борисовчане эти слова воспринимают с оптимизмом, ведь в условиях санкций им есть что предложить соседям: полный цикл производства, проверенные конструктивные решения, инновационные технологии и материалы и многое другое, включая десятилетнюю гарантию и внушительный срок службы.
Борисовский "ПОЖСНАБ" на рынке уже 20 лет. И если предприятие начинало свой путь с типовых образцов, сегодня здесь есть машины буквально для любой напасти: непроходимые болота - на помощь придет комплекс на гусеничном ходу на базе армейского тягача МТ-Лбу (совместный проект "ПОЖСНАБ" с ОАО "140 Ремонтный завод"), который может вмещать 4 тонны воды и разгонится до 50 километров в час на суше и до 3 - на плаву. Случись пожар в многоэтажке, в дело идет автолестница АЛ-32 со съемной люлькой на вершине стрелы, которая обладает грузоподъемностью 220 килограммов, выдвинет лестницу не менее чем на 32 метра ввысь и обеспечит спасение людей с 10-го этажа. Техника для борьбы с огнем в лесу и вовсе поражает многофункциональностью: например, пожарный комплекс ПЦ 2.0 (Ш-406), изготовленный на самоходном шасси МТЗ, с емкостью для воды 2500 литров может не только тушить лесные возгорания, но и пригодится для работ по уходу, охране и защите лесных насаждений. Автомобили аэродромного тушения соответствуют всем требованиям международных стандартов аэропортовых служб в сфере спасения и пожарной безопасности (ICAO).
- Мы всегда делали ставку исключительно на пожарную технику, - поясняет заместитель директора по коммерческим вопросам Сергей Захаревич. - И благодаря следованию четкому курсу удалось добиться глубокой компетенции в этом деле. Для обеспечения надежной работы своей техники мы испробовали массу материалов и технологий, внимательно изучали требования отечественных спасателей, ездили по всему миру, чтобы узнать потребности служб. Сегодня мы изготавливаем нашу технику серийно, с ежемесячным выпуском продукции. В год это 250 единиц, но планируем в течение ближайшего периода удвоить эту цифру.
География поставок предприятия впечатляет: белорусские машины отправляются более чем в 15 стран по всему миру. Среди покупателей - Африка, Азия, Восток и Европа. Сергей Захаревич поделился секретом успеха: главный компонент - качество. "ПОЖСНАБ" - единственный на бывших просторах СССР производитель, предоставляющий 10-летнюю гарантию пожарной надстройки! Кажется немыслимым, ведь техника - не какое-то легковое авто, а машина, способная работать в любой ЧС…
- Чтобы дать такое обещание, нужно было провести огромную исследовательскую работу.
Например, среди жалоб спасателей вычленили одну из самых важных: цистерны для воды, которые делаются из металла, очень быстро приходили в негодность из-за коррозии, появлялись течи, расходились сварные швы. Мы начали производить их из усиленного армированного стеклопластика, и вопрос разрешился. Материал выдержит и 30 лет эксплуатации в разных условиях, например в Африке, где для тушения удобнее использовать морскую соленую воду, нежели пресную. Уверенно работает он и на экстремальном холоде - крупная партия цистерн прошла суровые испытания монгольскими морозами, - убеждает замдиректора.
Все детали надстроек отливаются из многокомпонентного состава и потом собираются как пазл на самом "ПОЖСНАБе". Все остальное производится в России и Беларуси. Например, автомобильные шасси: их закупают у ОАО "МАЗ". Также зачастую используются и российские производства "КАМАЗ", "ГАЗ", "УАЗ" и других производителей. Шины полноприводных пожарных автомобилей - результат работы белорусской "Белшины", до введения санкций здесь устанавливалась резина "Мишлен" и "Континенталь", но отечественные аналоги оказались ничуть не хуже. Двигатели автомобилей "МАЗ" тоже свои. А остальные комплектующие приезжают из России: пожарные насосы, отопители, лафетные стволы, фурнитура, редукторы, коробки отбора мощности...
Ежегодно "ПОЖСНАБ" закупает в РФ материалов и комплектующих более чем на сто миллионов российских рублей. На выходе получаются машины, способные конкурировать с европейскими стандартами качества. При этом в среднем, например, пожарная цистерна емкостью 5000 литров обойдется потребителю в зависимости от комплектации от 11 до 15 миллионов российских рублей. К слову, продукция борисовчан входит в программу льготного лизинга, с субсидированием части процентной ставки по договорам лизинга. Это стало возможным благодаря специальному указу Президента Беларуси. Несмотря на возможности наращивания производства импортозамещающих машин, некоторые проблемы в сбыте между союзными странами все же есть.
- Значительно бы решило проблему, на мой взгляд, снятие для наших предприятий всех ограничений доступа к российским госзакупкам, включая возможность прямых поставок в рамках оборонного заказа, - отмечает Сергей Захаревич. - Механизм допуска к ним, предусмотренный решениями ЕАЭС, действующий сегодня, требует пересмотра. Уплата ввозного НДС, утилизационный сбор, установление условия по допуску к госзакупке для предприятий производителей Беларуси без подтверждения опыта исполнения госконтракта - далеко не полный перечень важных вопросов, которые надо решать. С особой надеждой мы рассчитываем на потенциал принятых на межправительственном уровне 28 союзных программ. Если все намерения оперативно реализовать, принятые корректировки помогут в воплощении импортозамещающих проектов, что очень актуально в условиях жесткого санкционного давления на нас.
Сегодня в России налажено производство широкого ряда пожарной техники, от простых автоцистерн до телескопических подъемников с высотными стволами. Новинки регулярно демонстрируются на специализированных выставках и поставляются в подразделения МЧС. В их числе "Ель", "Кедр", "КРУС", "Атаман", "Стражник", "Шквал"...
Подобное разнообразие просто необходимо, так как условия тушения в России уникальны. Это связано с большими расстояниями и перепадами температур. Попробуйте потушить многоэтажку, скажем, в Якутии, где температура под минус 70. Пожары случаются не только в жилых домах, но и на нефте- и газоместорождениях. Поэтому российские конструкторы создали автомобили с насосами, способными обеспечить быстрый подогрев воды и колоссальное давление огнетушащей жидкости, чтобы пожарные рукава элементарно не превращались в лед.
А вот в элитных жилых комплексах необходима техника с точечным тушением. В Москве на такие пожары выезжает автомобиль столичного главка МЧС "Гюрза". Основным его преимуществом является возможность бесконтактного тушения. Таких машин в мире нет больше ни у кого. С помощью "Гюрзы" можно тушить закрытые бронированные помещения: буквально за секунды спецустройство проделывает небольшое отверстие в металлической двери или бетонном заборе, через которое и происходит тушение пожара.
Среди новинок выделяется пожарный кран для тушения высоток. С помощью крановой установки можно подавать воду на высоту до 50 метров с расходом 60 литров в секунду. Другая уникальная установка - пеноподъемник для тушения крупных пожаров на промышленных объектах: он тушит не водой, а специальной пеной, которую производит сам на месте происшествия. Пену можно подать на высоту до 30 метров.
Роботизированный комплекс "Кедр" создан для тушения больших лесных пожаров в труднодоступной местности без участия человека. Специалисты МЧС России оснастили его электроникой и системами видеонаблюдения. Для тушения обширных лесных пожаров используется мобильный насосно-рукавный комплекс "Водолей". По виду это обычная пожарная машина. Все дело в начинке. Среди снаряжения "Водолея" - два погружных насоса производительностью до 250 литров в секунду каждый. Они могут перекачивать на большие расстояния холодную, горячую, морскую воду, а также водно-топливные смеси. Среди всего многообразия пожарных машин Россия занимает, пожалуй, первое место по производству шасси. Их делают ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, Урал...