03.08.2022 12:56
В мире

Дина Кирнарская: Музыка Моцарта поможет вам в любой ситуации

Текст:  Екатерина Пряхина (pryakhina@rg.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №28 (1040)
В середине июля на Международном фестивале искусств "Славянский базар в Витебске" Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев вручил награды - специальные дипломы и призы Постоянного Комитета Союзного государства - деятелям науки и культуры двух наших стран. Среди награжденных была и проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Дина Кирнарская. Ее отметили за творческий вклад в реализацию идей белорусско-российского культурного единства. Пользуясь случаем, мы отправились к Дине Константиновне в гости.
Дина Кирнарская: Сотрудничество с Беларусью у нас идет в самых разных форматах. / Фото из личного архива
Читать на сайте RG.RU

Дина Константиновна, расскажите, с Беларусью вас какие ниточки связывают?

Дина Кирнарская: О, не ниточки, а множество нитей! Вообще, поскольку Академия музыки имени Гнесиных является базовой организацией по музыке и образованию в сфере культуры на всем пространстве СНГ, я участвую очень во многих проектах, которые связывают нас и с Беларусью, и с другими соседями.

Не один раз принимала участие в Совете по культурному сотрудничеству государств - участников Содружества. В белорусском Борисове участвовала в Международной выставке "Арт-Экспо" государств СНГ. А с Белорусской государственной академией музыки связана многолетней дружбой.

То есть у нас в музыке с Беларусью много пересечений?

Дина Кирнарская: Да, с Беларусью - особенно. Очень близкие культуры. Близкие языки. И - дружба между людьми. У меня в Белорусской академии музыки не просто коллеги. Например, Екатерина Николаевна Дулова, которая недавно стала директором Большого театра Беларуси, - моя близкая подруга. Она бывала много раз в Москве, и вообще она выпускница Санкт-Петербургской консерватории. Видите, сразу сколько пересечений. Да многие белорусы учились в России. А мы часто приезжаем туда на гастроли, с мастер-классами, на форумы. В здании Национальной библиотеки, которую можно назвать гордостью Минска, у нас проходили заседания, встречи, выставки. Сотрудничество идет в самых разных форматах. Круговертью, настолько всего много и постоянно.

Главный балетмейстер Большого театра Беларуси Игорь Колб рассказал, как ему работается с новым коллективом

Увы, сейчас меньше студентов приезжает в Россию из Беларуси на учебу в вузы. А у вас в Академии учатся белорусы?

Дина Кирнарская: У нас даже преподает белорусский певец Максим Павлов, в России его очень ценят. Это пример, который у меня постоянно перед глазами. И белорусские студенты у нас тоже есть. Но по последним годам трудно что-либо мерить: ковид! Зато стали популярны занятия онлайн.

Дина Константиновна, когда перечисляют ваши ипостаси, часто слышу: музыкальный психолог. Что это за необычная специальность?

Дина Кирнарская: Это тот, кто изучает, как музыка воздействует на человека. Что такое музыкальные способности, как они развиваются? И что вообще нужно обществу от музыки, как оно реагирует на музыку? Вот Иванов слушает такую-то музыку, Петров - другую. Почему? И как сама музыка влияет на Иванова и Петрова? А моя самая близкая область - тема таланта. Чем отличается высокоодаренный музыкант от просто профессионала? И тут уже музыка смыкается с общей психологией. А еще есть музыкальная терапия - как музыка может лечить...

Я вот в музыке профан, но слушаю вас - и мне хочется тоже в нее погрузиться...

Дина Кирнарская: Музыка - вовсе не элитарный, а самый доступный вид искусства. Даже чтобы посмотреть кино, нужно сидеть и смотреть, не отвлекаясь. Пойти в театр - тем более. В музей - тоже. Музыка же доступна в любое время при любых обстоятельствах. Кнопку нажал, включил - и хоть вы полы мойте, она с вами.

С чего начать?

Дина Кирнарская: Слушайте Моцарта! Его музыка чрезвычайно радостна. Даже говорят: "Моцарт-эффект". Он к людям относился чудесно, был добрым и нетребовательным. А в музыке отражается все: и ваше отношение к человеку и к человечеству, к истории, к обществу, жизненные приоритеты, что волнует, что нужно. Музыка - это дневник. Музыка Моцарта, такая бодрящая, лучезарная, очень добрая, идущая вам навстречу, она вам всегда поможет, в любой ситуации. Вы можете вместе с ним и поплакать, и посмеяться. Классическая музыка, в отличие от поп-музыки, наполнена настолько разнообразным опытом жизни в самые разные века в самых разных странах, что она - кладезь информации, утешения, человеческих отношений. Композитор вам рассказывает, что он пережил вместе со своим поколением, своей страной, и вы можете в это погрузиться и позаимствовать. Если композитор выстоял в жизненной борьбе, как, например, Бетховен, вы его слушаете - и тоже можете выстоять. Если Моцарт наслаждался жизнью, общением, друзьями, вы его тоже можете слушать и наслаждаться тем же самым. Вы это присваиваете себе в силу физиологии музыкального восприятия. Любой человеческий опыт запечатлевается в музыке и передается вам.

У России и Беларуси - очень близкие культуры. И пересечений у нас много. Нас связывают даже не ниточки, а множество нитей

Я вот только что записала дочку в музыкальную школу...

Дина Кирнарская: Это прекрасно! Главное, чтобы с учителем повезло! Ребенок любит предмет, если он любит учительницу. Учительницу надо хорошую, добрую, любящую детей, талантливую. Нужно, чтобы она именно как педагог была одаренным человеком, очень сочувствующим и любящим. Потому что музыкальные способности - это одно, а педагогические - другое. Детская учительница музыки не должна быть высокоодаренным музыкантом. Но если эта учительница может с ребенком эффективно взаимодействовать, привлекать его, чтобы ребенок любил ее и любил то, чем они вместе занимаются, то успех обеспечен.

Если нет цели стать профессионалом, то не слишком ли музыкальная школа перегружает детей?

Дина Кирнарская: Музыкальная школа обязательно нужна, потому что она развивает все способности, не только музыкальные. Человек становится более конкурентоспособным в миллионе разных аспектов. Это физиология: занятия музыкой развивают перегородку между полушариями. Уже через год заметно, что человек в большей степени владеет своими интеллектуальными ресурсами. Он лучше может реализовать свои творческие намерения. Любая мысль, которая приходит в голову, любая идея, проект, реализуется, потому что полушария мозга "слышат друг друга" и работают слаженно. Музыка - еще и математический ресурс, она абстрактна. И речевой ресурс, поскольку это музыкальный язык. И все это достается тому, кто учится музыке. Он становится умнее, у него возрастает пространственное мышление, развиваются речевые навыки. Всё развивается! Музыка очень много дает человеку.

Дворянское воспитание в России, да и воспитание элиты в любой стране всегда было связано с музыкальными занятиями. Музыкой занимались все аристократы. Все играли, все пели, у всех был учитель музыки. А почему? А потому что искусство старше науки, и те, кто занимается искусством, потом гораздо легче могут заниматься науками. Не говоря уж о том, что искусство - это красиво.

Справка "СОЮЗа"

Дина Кирнарская - известный российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук. Почетный работник образования РФ.

Беларусь