Разбирать, кому и что принесет визит, который резко обострил военную напряженность между КНР и США, можно с разных сторон. Но во многом случившееся - это результат личных амбиций Пелоси. Спикер Палаты представителей - в США фигура внутриполитическая, но с прилетом в Тайбэй ее имя прозвучало на весь мир. Такого визита у 82-летней Пелоси не было, пожалуй, за всю карьеру. Редкая поездка даже президента США вызывает такой общемировой резонанс. А на ресурсе Flightradar24 ее необъявленный заранее полет в Тайбэй установил исторический рекорд по числу следивших за ним пользователей наблюдавших (почти 3 миллиона человек).
Для Пелоси, сколь крепко бы она ни цеплялась за свое кресло, все же закат карьеры недалек. В ноябре ее Демократической партии пророчат потерю большинства в Палате представителей. В этом случае кресло спикера отойдет к республиканцам. Еще одно возвращение Пелоси в силу возраста выглядит маловероятным, хотя, с другой стороны, про ее назревший уход в американской политике говорят уже лет десять, а она и ныне там. Пелоси, вероятно, считает этот визит достойным венцом своей многолетней карьеры. Как пишет The New York Times, Пелоси тем самым решила подвести черту под своими "30-летними усилиями по противодействию Китаю".
Спикер палаты представителей США Нэнси Пелоси прилетела на ТайваньУвы, такое наследие сомнительно - за показным символизмом, как видно по содержанию визита, скрывается отсутствие смысловой нагрузки.
Казалось бы, от умудренной годами и опытом 82-летнего спикера можно ждать дальновидности и ответственности, но Пелоси повела себя словно ребенок, решивший во что бы то ни стало доказать, что он может безнаказанно не послушать взрослых.
Практического результата программа визита и не предусматривала, зато ущерб американо-китайским отношениям нанесен изрядный. Достаточно взглянуть, что пишут об этом ведущие американские газеты. Даже либеральные The New York Times и The Washington Post, обычно симпатизирующие демпартии, никакого триумфа для США в ее показной решительности приехать на Тайвань не увидели.
Кого-то, быть может, разочаровало, что Китай не пошел на прямые действия против спецборта Пелоси, но недооценивать оказанное давление не стоит. Жесткий прессинг КНР вынудил Пелоси добираться на Тайвань тайком, что не совсем вяжется с попыткой американки выступать с позиции силы. Белый дом до последнего открещивался от ее поездки и даже проговорился, что американские "военные против".
"Сам факт того, что потенциальный ответ Китая вызвал столь острую дискуссию в Вашингтоне, демонстрирует рост статуса КНР, - пишет The New York Times. - Эту нерешительность Вашингтона внимательно отслеживали в регионе". "Визит грозит подорвать усилия США по партнерствам в Азии", - замечает газета, по мнению которой в регионе считают эту поездку "ненужной и отвлекающей внимание провокацией". Кстати, слов поддержки визиту Пелоси в Азии действительно не звучало даже от партнеров Америки. В целом, по оценке газеты, поездка едва ли поможет США в конкуренции с КНР за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
У аналитиков The Washington Post оптимизма не больше. "Необходимо сдержать ущерб от визита Пелоси", - озаглавлена редакционная статья газеты, в которой отмечается, что сам по себе принцип поддержки Тайваня, может, и неплох, но исполнение нельзя назвать "ни своевременным, ни умным". В долгосрочной перспективе Китай только усилит нажим на Тайвань, уверены авторы.
Для Китая визит Пелоси - скорее репутационная проблема, чем реальная военно-политическая угроза. В конце концов, Пелоси не привезла с собой вооружений, никаких заявлений в поддержку независимости Тайваня не делала, подчеркивая, что политика США в этом смысле остается неизменной.
Событие, сколь бы нежелательным оно ни было для Пекина, уже произошло. Теперь главная интрига: чем ответит Поднебесная? Тот факт, что Китай все же не сумел помешать визиту Пелоси, может показаться победой США, но торопиться с выводами не стоит. Даже в Белом доме отмечают, что реагирование Пекина на этот кризис будет долгосрочным.
Сразу после приземления Пелоси в Тайбэе по Центральному телевидению Китая заявили, что в течение нескольких дней Народно-освободительная армия КНР (НОАК) будет проводить военные учения в шести районах вокруг Тайваня, включая боевые стрельбы и пуски ракет с неядерной боевой частью. На учения направлены корабли и десятки военных самолетов, включая новейшие истребители пятого поколения J-20. В случае провокаций во время учений Пекин пригрозил Тайваню нанести ответный удар.
Оборонное ведомство Тайваня назвало учения НОАК "блокадой его морского и воздушного пространства".
Пекин также сделал Вашингтону "серьезное представление" за провокационный визит Пелоси, "подрывающий суверенитет КНР". Глава китайского МИД Ван И назвал поездку "опасной и глупой", подчеркнув: "Играющие с огнем точно добром не кончат, а обидчики Китая обязательно понесут наказание".
В МИД КНР сообщили о подготовке жестких санкций в связи с визитом Пелоси. Определенные шаги в этом контексте уже были предприняты. Китай на фоне обострения ввел ограничения на экспорт песка на Тайвань, а также на импорт оттуда рыбы и цитрусовых продуктов. Китайская компания Contemporary Amperex Technology (CATL), которая является крупнейшим мировым производителем литийионных аккумуляторов, заявила, что может отложить строительство своего завода в Северной Америке.
Подытоживая, какие бы планы Пекин ни имел в отношении Тайваня, визит Пелоси заметно обострил эту проблему.
Аналитики отмечают и то, что произошедшее может поставить крест на попытках США вовлечь КНР в санкционную войну Запада против России.
В любом случае очевидно, что этот демонстративный выпад в Пекине еще долго не забудут. Но Нэнси Пелоси это, похоже, не очень интересует - свои орден и долю славы она получила. А разбирать последствия своего "исторического" визита оставила другим.
Кирилл Бабаев, директор института Китая и современной Азии РАН:
- Мне не верится, что Байден пытался отговорить Пелоси от визита. Этот визит представляется как сознательная провокация Белого дома, спланированная, во-первых, чтобы показать, что США намерены поддерживать своих союзников в АТР любыми средствами и не собираются уступать давлению КНР, и во-вторых, чтобы получить дополнительные очки на предстоящих в США промежуточных выборах в конгресс в ноябре.
Полагаю, Китай не пойдет на вооруженное нападение на остров, однако применит комбинацию экономических и военно-политических мер давления, включая милитаризацию Тайваньского пролива, новые военные учения в регионе, санкции против тайваньских импортеров в КНР и запрет экспорта на остров. Возможно, будет отозван посол в США.
Открывает ли вся эта ситуация какие-нибудь дополнительные возможности для нас? Россия поддержала позицию Пекина, назвав действия Америки провокацией. В этом смысле партнерство с КНР было упрочено.
Подготовил Владислав Шабловский