Пуля в печени, осколок от мины в руке, кусок металла в позвоночнике - это не ранения солдат, это диагнозы детей, привезенных в Крым с освобожденных территорий Украины. И все они прошли через сердца крымских врачей. За пять месяцев через стационар Республиканской детской клинической больницы в Симферополе прошли 65 детей из Херсонской и Запорожской областей. И более чем 250 маленьким пациентам с Украины оказали помощь амбулаторно.
В главной детской больнице Крыма сейчас полным ходом идет капитальный ремонт, так что с главврачом Анатолием Олейником мы беседуем в спортзале. Здесь пока и его приемная, и канцелярия. В руках у Анатолия Васильевича пачка личных дел маленьких украинцев. Хотя нет, не все они были с Украины.
- Самым первым к нам поступил мальчик девяти лет с пулей в печени. Это случилось буквально третьего или четвертого марта, - вспоминает врач. - Очень тяжелый случай. Это была турецкая семья, все граждане Турции, они пытались вырваться из Херсона, но украинские военные взяли их в живой щит. Мать погибла под обстрелом, а мальчика мы спасли. Позже к нам поступили еще двое его братьев.
Пулю врачи не извлекли, она засела очень глубоко. Но когда отец забирал мальчишку из больницы, его жизнь уже была вне опасности. Потом дети с ранениями стали поступать регулярно. Самые тяжелые случаи процарапали в памяти след до мельчайших деталей.
- Мальчика из Мариуполя я сам оперировал, - рассказал врач. - У него было осколочное ранение руки, он с отцом и матерью пытался выехать из Мариуполя. Азовцы (нацбат "Азов" запрещен и признан террористическим в России - прим. ред.) их машину сначала расстреляли, а потом еще забросали гранатами. Это хорошо, что его родители остались живы, потому что из пяти машин, которые были в их колонне, из города прорвались только две.
На войне дети получают не только тяжелые физические травмы, но и сильнейший психологический шок. Увидеть кровь и смерть, пережить потерю близких способен не каждый взрослый, не то что ребенок. Врачи лечат тело, но с душой они бессильны. Вся надежда только на Церковь, говорит доктор Олейник. При больнице уже 11 лет работает храм во имя иконы Божией Матери "Целительница".
- К нам действительно обращаются многие мамочки с детьми, приехавшие на лечение с Украины, приходят и сами, и с детками, - рассказал настоятель храма, отец Николай. - Мы не идем в больничные палаты, потому что там лечатся люди разных вероисповеданий. Но православные верующие сами идут к нам в храм. Они все наши, родные. Исповедуются, причащаются, обращаются к Богу, и мы всеми силами им помогаем.
Таким израненным войной был 16-летний подросток Коля из Запорожской области, которого, наверное, запомнил весь персонал больницы. Его родители погибли, сведений о родственниках никаких не было. Он сам попал под обстрел автоматического гранатомета. Из всех документов при Николае была выписка из больницы Бердянска. При этом частичная амнезия, тяжелейший посттравматический синдром и спутанное сознание. Врачам он говорил, что в больницу его привезла мама, хотя на самом деле это были российские военные.
- У него осколок застрял в области шейных отделов позвоночника, лежал рядом со спинным мозгом, - вспоминает доктор Олейник. - Мальчик лишился глаза, была тяжелая черепно-мозговая травма, множественные осколочные ранения. Мы не имели о нем фактически никакой информации.
Колю спасли и отправили на реабилитацию в санаторий "Искра". Его история закончилась хорошо, если это слово здесь вообще уместно. В санатории социальные работники продолжили искать родных Николая через интернет, и нашли. Нашли на освобожденных территориях, подросток прошел курс реабилитации, ожил и вернулся к родным.
А сейчас все лето в Крым на отдых едут дети из ЛНР и ДНР. У некоторых из них остаются в теле неизвлеченные осколки. Забегался пацан, заигрался, осколок сдвинулся в мягких тканях, и значит, у крымских врачей есть работа.
Доктор Олейник практикующий травматолог с 30-летним стажем. Он и раньше имел дело с минно-взрывными травмами у детей, но прежде это были одиночные случаи. То взрывпакет у кого-то в руке рванет, то пацаны снаряд распилят. Теперь хирурги и травматологи Крыма по осколку могут определить, из какого ствола был выпущен снаряд. Война научила.
А уже в апреле с Украины в Крым стали поступать онкобольные дети. Кристина Саргсян со своей дочкой в крымской больнице с 11 мая. В родном Мелитополе девочке поставили предварительный диагноз - онкология, но нужно было обследование гематологов. В городе их не оказалось, и тогда семья решила, что нужно ехать в Симферополь.
- Спасибо волонтеру Галине, она нам тогда очень помогла, дай бог ей здоровья, - вспоминает Кристина. - В Крым собралась колонна машин с такими детками, как мы, которым было нужно лечение, Галина помогла нам попасть в эту колонну и нас провели "зеленым коридором".
В Крыму Кристину встретили со всей теплотой и поместили в стационар. Сразу же стали собирать анализы, а уже через несколько дней началось лечение. Сейчас девочка идет на поправку.
- Есть положительная динамика, спасибо крымским врачам, - говорит женщина.
Постепенно между Херсоном, Мелитополем и минздравом Крыма налаживается связь. Если нужна экстренная помощь, своих маленьких пациентов крымские врачи встречают прямо на границе. В случае острой необходимости их может даже забрать санавиация, но чаще это реанимобиль. А в последнее время родители с детьми уже сами едут в Крым из Херсонской и Запорожской областей, даже не имея направления. Потому что точно знают, здесь им помогут.