Елена Викторовна, в каких случаях необходимо хирургическое вмешательство?
Елена Шмидт: Согласно клиническим рекомендациям, основными показателями к хирургическому лечению ожирения является индекс массы тела свыше 40 кг/м2 независимо от сопутствующих заболеваний - это патологическое ожирение. Если индекс массы тела больше 35 кг/м2 и есть сопутствующие заболевания, на течение которых можно воздействовать путем снижения веса, такие как сахарный диабет второго типа, заболевания суставов, синдром обструктивного апноэ сна, гипертоническая болезнь, неалкогольная жировая болезнь печени, бариатрическая хирургия также показана. Она может помочь и тем пациентам, которым удалось снизить массу тела консервативными методиками, но они не смогли удержать полученный результат и начали вновь набирать вес - даже в случае, если ИМТ не достигла 35 кг/м2.
А почему мы не можем похудеть?
Елена Шмидт: Если говорить об алиментарном ожирении, то чаще всего это идет из самого детства, когда бабушка или мама говорит: "Пока не съешь, из-за стола не выйдешь". Формируется нарушение пищевого поведения - мы боимся не доедать. Кроме этого, у некоторых людей формируется психологическая зависимость от еды - "заедание стресса" Недавно ко мне обратился 21-летний пациент, который таким образом набрал 267 килограммов.
К сожалению, ожирение молодеет, и это катастрофа для общества. Если вы осознаете проблему, то надо идти к диетологу. Лучше, если это будет диетолог-эндокринолог, который будет своевременно отслеживать состояние вашего организма. Это может занять около года. В некоторых случаях нужно подключать психолога. Если же консервативные методы неэффективны, нужно обращаться к бариатрическому хирургу.
Что он будет делать?
Елена Шмидт: Есть два основных типа бариатрических операций. Первый - с рестриктивным, то есть ограничительным, механизмом. К этому типу относится продольная резекция желудка. В норме у человека после приема пищи желудок может растягиваться до 1,5-4 литров. Рестриктивная операция ограничивает его объем и способность к растяжению до 100-150 миллилитров, и человек наедается гораздо меньшим количеством пищи. Кроме того, удаляется часть желудка, которая отвечает за выработку гормона голода грелина, который и ведет нас к холодильнику. Аппетит существенно снижается. То есть похудение происходит за счет снижения объема потребляемой пищи и, как следствие, общей калорийности рациона. Второй тип - это шунтирующие операции, при котором, помимо уменьшения желудка, выключается из пищеварения еще часть тонкой кишки, тем самым уменьшается площадь всасывания потребляемой пищи. В отличие от продольной резекции желудка существуют полностью обратимые варианты шунтирующих операций, то есть когда ни один орган не удаляется, и при желании можно восстановить анатомию.
Если человек потребляет так мало пищи, то получит ли он весь необходимый объем нутриентов и витаминов?
Елена Шмидт: По своим пациентам я заметила, что у многих происходит перестройка вкуса. Они начинают получать от еды удовольствие, наслаждаться каждым кусочком, едят медленнее и оттого наедаются быстрее, переходят на более здоровые продукты. Тем не менее после шунтирующей операции нужно принимать витамины и микроэлементы в повышенной дозе, поскольку исключается из пищеварения как раз та часть кишки, где они всасываются. Однако повышенные дозы витаминов и микроэлементов нужно будет принимать не постоянно, а только на первом этапе.
Как такие операции влияют на качество жизни пациентов?
Елена Шмидт: Исключительно положительно. По статистике, у людей с ожирением риск преждевременной смерти в четыре раза выше, чем у обычного человека. Чаще развиваются инфаркты, инсульты, болезни суставов и позвоночника. Кроме того, уже доказанный факт, что при ожирении возрастает риск онкологических заболеваний. Особенно гормонозависимых, таких как рак груди, рак эндометрия, яичников - у женщин, рак предстательной железы - у мужчин. У женщин с ожирением эти заболевания возникают в четыре раза чаще.
После похудения часто уходят ассоциированные с ожирением заболевания. К примеру, сахарный диабет второго типа после бариатрической операции исчезает в 85-100 процентах случаев. Человек полностью отказывается от сахароснижающих препаратов и инсулина, поэтому бариатрические операции сегодня входят в клинические рекомендации по лечению сахарного диабета второго типа. В моей практике был пример, когда мужчина с весом 160 килограммов и с ИМТ больше 50 кг/м2, длительно страдающий сахарным диабетом второго типа на высоких дозах инсулина с диабетической полинейропатией, нефропатией, диабетическими незаживающими язвами на ногах обратился ко мне буквально для "операции отчаяния". Через четыре месяца после выписки он похудел на 25 килограммов, и процесс продолжается. Он стал много двигаться, колет дрова и ходит за грибами, язвы на ногах зажили. Нормализовался сахар, он практически отказался от инсулина и переходит на таблетки.
Кроме этого, у людей с избыточным весом часто возникают проблемы с суставами нижних конечностей, и им отказывают в эндопротезировании, потому что это очень опасно - искусственный сустав может не выдержать нагрузки. Поэтому мы тесно работаем с нашими травматологами в этом направлении.
Вообще у меня еще не было ни одного случая, чтобы пациент пришел и сказал: "Я хочу вернуть все как было". Когда человек худеет, у него расширяются возможности и появляются желания. Одна моя пациентка в 32 года весила 180 килограммов - и считала жизнь потерянной, практически не выходила из дома. Через год после операции, когда она похудела на 90 килограммов, у нее полностью изменилась жизнь. Она регулярно занимается спортом, одевается так, как она хочет, у нее нормализовалась личная жизнь и даже появилось новое хобби - она купила мотоцикл. Еще одна женщина, из Карачаево-Черкессии, была прооперирована больше года назад с весом 150 килограммов, а сейчас она шлет мне фотографии этикеток своего нового гардероба, и там размер S, иногда XS! Ожирение - это ведь еще и социальная проблема. У полных людей есть такие трудности, которых обычному человеку просто не понять: купить брюки, или сапоги с высоким голенищем, или даже завязать шнурки.
Чаще всего ваши пациенты - женщины. И всех нас очень волнует эстетический компонент. Как избавиться потом от обвисшей кожи?
Елена Шмидт: Чем моложе пациент и чем меньше у него вес, тем эта проблема решается легче. Хотя, конечно, она может возникнуть, и к этому нужно быть готовым. Пластические операции можно делать не раньше чем через год - примерно к этому времени процесс похудения пройдет самую активную фазу, человек потеряет примерно 70 процентов избыточной массы тела. Кстати, этим мы тоже занимаемся, в нашем штате есть пластический хирург.
Важно также понимать, что из операционной пациент выйдет с тем же весом, с которым он туда зашел. Мы заранее рассказываем, как все будет происходить. Некоторые думают, что это "волшебная таблетка", но это не так. Бариатрическая операция дает серьезный толчок к новой жизни, но многое зависит от пациента.
Как ваши пациенты получают направление на операцию?
Елена Шмидт: На сегодняшний день эта операция выполняется только по двум источникам финансирования - либо федеральная квота, либо на коммерческой основе. Для того чтобы определить показания к операции и подходящий именно вам тип вмешательства, нужно прийти на консультацию.
Как быстро можно вернуться к нормальной жизни?
Елена Шмидт: Поскольку операция лапароскопическая, все делается через пять небольших проколов в брюшной стенке. Самый большой - 1,5 сантиметра в диаметре. В стационаре человек проводит три-четыре дня. А на ноги он может встать уже через два часа, когда перестанет действовать наркоз. Не будет никаких зондов и катетеров. Из операционной пациент возвращается в свою палату. Отделение реанимации, как правило, не требуется.