Хайп по удаленке
Нерв времени - едва забыты жесткие локдауны и сняты последние ограничения вроде масок, как люди, опережая рекомендации минздрава, их снова надевают. Привычка вырвалась вперед опасений новой волны эпидемии. Люди забыли, как делили один компьютер дома и теснились по углам. Многие нашли в удаленном формате силу - можно работать из любой точки мира, не тратить время и силы на дорогу и самим планировать день.
- Хотя все соскучились по нормам офлайн, вдруг выяснилось, что работа в офисе тоже отвлекает от работы, - делится парадоксальным наблюдением президент коммуникационной группы "Медиалайн" Лариса Рудакова. - Если дома отвлекали перекусы и домашние хлопоты, то в офисе подводные рифы - перекуры, отвлечение на "поговорить с коллегами" и шумы помещения, которые не снимают напряжения дня, а копят их, снижая темп.
И вернулся хайп по удаленке - народ под разными предлогами потянулся обратно к домашним компьютерам. Первые же исследования по запросам компаний показали значимые "мелочи": в офисе людей держит комната-капсула для сна в "РусГидро" и "трогательная среда" - посиделки с чаем и закусками, там же. Или "камерный четверг" в "Росэнергоатоме", когда в офис можно приходить в джинсах и без галстука. Или "терки в Zoom" и "пивная пятница" за счет компаний в кол-центрах Новосибирска и Краснодара.
По данным исследований ВЦИОМ, после таких нововведений производительность труда в офисах подросла на 7-12 процентов. Дальше начались новации, как заметила административный директор HeadHunter Марина Лобынцева, по наитию. Компания Rutube распахнула офис для сотрудников, если они приходят в сланцах и шортах, закрыла глаза на дреды и даже пирсинг на лицах. А "Росэнергоатом" и "М-Видео" считают выгоды от "Шагов по России" - вывозят на стримы в приятные места и пространства свои команды, где люди работают и отдыхают, в том числе с семьями.
- Ситуация поиска оптимального формата работы складывается таким образом, что основная нагрузка с персонала, который доказал пригодность модели удаленки в пандемию, перекладывается на плечи тех, кто принимает решение, - менеджеров, - говорит социолог ВЦИОМ Степан Львов. - Ведь удаленка была всегда, просто пандемия расширила ее возможности. Вопрос теперь в том - насколько.
Коварство свободы выбора
Как показывает серия исследований ВЦИОМ и сервиса по поиску работы HeadHunter, до пандемии удаленщик - это примерно 6% работающих, теперь - 11%, всего желающих трудиться из дома - до 14%, около 50% - все же за выход в офис, а 35-36% высказываются за гибридный формат работы. Тогда откуда такой громкий перекос в пользу интересов сидельцев дома?
- Дело в социальном портрете удаленщика, - полагает Марина Лобынцева. - Да, их 11%, но лишь 6% из них люди предпенсионного возраста, а больше 55% - молодежь до 30 лет с высшим образованием и приоритетом личного "я", а не корпорации. Другая сторона проблемы: лишь в 15-24% случаев дистанционка - личный выбор людей, а до 53% - инициатива компании, которой она выгодна в целях экономии: на оплате труда в обычное время и на аренде помещений и электроэнергии в кризисы. Развитие тренда обозначилось три-пять лет назад, когда компании начали экспериментировать с разными форматами работы. Омоложение персонала диктует создание новых ценностей и пространств - зон отдыха, спорта, зон концентрации, зон переключения. Пандемия лишь подхлестнула то, что сотрудникам стали давать больше свободы выбора. Ее окончание, а теперь опять ожидание, возможно частичных локдаунов, учит тому, что гибридный формат - посещение офиса два-три раза в неделю - наиболее оптимальный для всех. Он учит концентрироваться дома, получать профессиональную энергию в офисе, поддерживать корпоративный дух и - дальше креативить с гибридом.
Правда, как признают эксперты "РГ", наметившееся расширение спектра прав персоналом имеет свои границы. Так, на создание комнат отдыха, тренажерных залов или переформатирование питания в пользу офисной кухни в ущерб кафе компании идут легко. А вот тенденция ввести в правило ходить на работу с ребенком после школы и даже открывать игровые комнаты для детей, как это делают "дочки" "Газпрома" в регионах, в разных офисах и командах вызывает настороженность.
"Российскую газету" попросили не называть компанию и город-миллионник, где после полугода работы в ее офисе детскую игровую комнату закрыли. Предлог - угроза новой волны эпидемии. Аргумент, сказанный в кулуарах, но так, что город услышал: "Это вам не детский сад".
- Многое зависит от финансовых возможностей и трудового цикла, но в сознании персонала уже есть норма: если компания не развивает гибридный формат - это токсичная компания, - считает Лариса Рудакова. - Дело не в том, что исследования доказывают, что дети на работе, если умело организовать их частичное присутствие, укрепляют корпоративный дух. А игровые комнаты, занимая детей, дают другую энергетику - "включают" зоны переключения у родителей и повышают производительность труда. Дело в том, что эти самые зоны переключения множатся.
Как отмечают абсолютно все эксперты, в постпандемию все стали заботиться о своем здоровье - физическом и психологическом. И компании, которые гибко реагируют - введением в штат психологов, включением в пакет ДМС мер по профилактике здоровья, - выигрывают вдолгую. Неспроста, при всех ее издержках, "выстрелила" телемедицина. Тут как другое мнение врача расширяет права пациента, так и проблема корпоративной разобщенности решается похоже - расширением информационной среды.
Такой подход к ценности здоровья разделяет клинический психолог Центра развития цифровых клиник МГУ Ольга Валаева. По ее оценкам, как отношение к удаленке начиналось с искажения личного опыта - неумения стереть грань между офисом и домом, так и теперь гибридный формат менеджерами воспринимается как урезание их полномочий, а персоналом - их прав.
Субъективный фактор проб-лемы - разные ценности поколений. Для людей, рожденных до 1969 года, работа и карьера приоритетнее семьи, им труднее вне регламента и правил офиса. Те же, кто рожден после 1980 года, либо индивидуалисты, либо для них самовыражение в семье и на работе равноценно. А между ними расположилась объективность - идущая цифровизация.
Взгляд работодателя
- Я бы тоже не противопоставляла выбор между удаленкой и офисом, - говорит член Ассоциации менеджеров России, директор по персоналу ГК "ВЕЛЕС капитал" Марина Миронова. - Нами проведен не один десяток исследований на эту тему. Все же до половины людей и компаний выбирают гибридный формат. Он дает большую гибкость в работе. Ведь на удаленке, особенно вначале, и у неопытного персонала, и у косного менеджмента, производительность труда падает на 9-15%, снижаются финансовые показали компаний от 10% и больше. Да, в офисе сотрудник быстрее адаптируется к коллективу и меняющимся задачам, но есть и минусы. Помимо отвлечения на перекуры и разговоры, если компания сократила офисные площади в пандемию, стараясь экономить, то в пространстве open space, подверженном шумам и стрессам, эффективность работы снизилась в среднем на 10%. Тут важен баланс. И гибридная работа помогает сохранить не только коммуникативную среду, которая проседает на дистанционке. Сочетание труда дома и в офисе делает сотрудника гибче. Впрочем, и в гибриде есть минусы. Главный - безопасность. Домашние компьютеры и сети более уязвимы для взлома. Другой минус - опасность "выгорания" людей, если слабеют нити связей с командой. Третий минус - культура труда. Или те самые гаджеты и рабочая мебель. Неспроста грамотные работодатели в локдаун развозили по домам сотрудников ноутбуки и даже офисные стулья.
Как считают Марина Лобынцева и Марина Миронова, изощренность цифровизации в том и заключается, что она, давая больше прав и свобод работнику и менеджменту, требует еще больше отдачи. Так "цифра" всех прессует меняющимися как в калейдоскопе условиями труда, заточенными на доход.
- Изменения будут нарастать, - считает Ольга Валаева. - И тут важно, чтобы сотрудники занимали проактивную позицию, не ждали новых вводных, а сами активничали, а менеджмент балансировал: держаться только на гибрид, офис или удаленку убыточно. Если же корпорация создает среду для плавного перехода на "цифру", то люди относительно легко "плавают" во всех форматах работы. Кризис начинается там, где есть сопротивление тому, что будущее определяют три вещи - "цифра", выгода и пандемия.
Опять "Один дома"
По прогнозу Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ, к середине века до 85 миллионов рабочих мест в мире исчезнут, а 97 миллионов новых рабочих мест появятся.
- Людям неизбежно придется меняться и встраиваться в новые форматы работы, - убежден директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ Александр Чулок, - как и привыкать к тому, что почти 75% работы будущего за гибридным форматом.
Его укоренение продиктовано пятью факторами, которые делают его конкурентоспособным - технологический суверенитет компании, цифровизация, предоставление продуктов, услуг и человека-профи, овладевшего навыками дистанционной и офисной работы, и, куда теперь без них - устойчивость к кризисам и пандемиям.
То есть все почти как в рождественской комедии "Один дома". Самозанятые, кем, по сути, и являются люди, освоившие удаленку и гибридный формат, в будущем будут определять облик компании и облик человека.
И тут всех, как перепуганного малыша в "Один дома", одолевшего недетские вызовы, ждут неопределенная среда, или по-русски - смекалка, эмоциональный интеллект, умение держать фокус с ростом когнитивных нагрузок, просто культура и все-таки, настаивают эксперты "РГ", следование дресс-коду в одежде, что, как вишенка на торте, закрепляет впечатление о человеке. "Такими людьми дорожить выгодно, - говорит Лариса Рудакова, - а им остается не качать, а заслужить трудом свои права".
Участники "Совета экспертов "РГ" и научного совета ВЦИОМ:
президент коммуникационной группы "Медиалайн" Лариса Рудакова,
административный директор сервиса по поиску работы HeadHunter Марина Лобынцева,
член Ассоциации менеджеров России, директор по персоналу ГК "ВЕЛЕС капитал" Марина Миронова,
социолог ВЦИОМ Степан Львов,
клинический психолог Центра развития цифровых клиник МГУ Ольга Валаева,
директор Центра научно-технологического прогнозирования НИУ ВШЭ Александр Чулок.