11.08.2022 09:00
Авто

Lada Granta взяла российский авторынок на буксир

Текст:  Александр Чупров
Сегодня почти каждый пятый проданный автомобиль в России - это Lada Granta, спрос на которую подстегнула запущенная недавно программа льготного кредитования. Впрочем, для многих покупателей такой выбор наверняка стал вынужденным: легковых иномарок у дилеров практически не осталось.
/ Алексей Даничев / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU
Не без поддержки государства

Российский авторынок, который в первый летний месяц, оттолкнулся от дна, в июле продолжил восстановление. Согласно данным агентства "Автостат" и АО "Электронный паспорт", в прошлом месяце россияне купили 35,6 тыс. легковых машин - это все еще на 75% ниже показателя годичной давности, но на 9% больше, чем в июне текущего года.

АвтоВАЗ начал поставки оригинальных запчастей для Renault

Во многом эту прибавку обеспечила госпрограмма льготного автокредитования, которая была запущена в середине июля. Как сообщили в Минпромторге, до конца месяца по ней было реализовано более 2,3 тыс. автомобилей Lada, УАЗ и ГАЗ. А вот иномарки российской сборки по льготным кредитам на этот раз оказались не доступны: в настоящее время они не производятся в нашей стране из-за нехватки комплектующих, хотя у дилеров все еще можно найти машины, выпущенные ранее.

"На фоне сокращения ассортимента на складах у дилеров из-за остановки локального производства и ограничения поставок автомобилей, рост параллельного импорта начинает влиять на индекс контрактования новых машин. А вот программы господдержки, стартовавшие в июле, пока не оказали существенного влияния на рынок, так как, несмотря на 20-процентную скидку, стоимость новых авто, а также ставка по кредитам остаются по-прежнему высокими", - комментирует руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников.

В свою очередь, директор по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" Алексей Макаров отмечает, что госпрограмма в значительной степени поможет именно АвтоВАЗу, а не ГАЗу и УАЗу, потому что большинство покупателей Lada - физические лица, на кого и распространяются льготные автокредиты. В целом же данная мера дала мощный толчок всему "живому" рынку: трафик в дилерских центрах, без какой-либо рекламы, увеличился на 20-30%.

Дела пошли на лад


Действительно, АвтоВАЗ в июле смог реализовать 10,4 тыс. легковых машин (-71%), заняв рекордную за многие годы долю рынка в 29,2%. При этом две трети проданных в прошлом месяце автомобилей Lada пришлись на "бюджетник" Granta, который с июня выпускается в упрощенных комплектациях: помимо прочего, в них нет подушек безопасности и антиблокировочной системы тормозов, а двигатель соответствует "Евро-2".

АвтоВАЗ пока не может передать дилерам ограниченную партию Largus

Несмотря на то, что такие машины обходятся дороже при страховании ОСАГО, не имеют права выезда за рубеж и в целом имеют низкий уровень безопасности и комфорта, продажи "антисанкционной" Lada Granta превзошли ожидания самого АвтоВАЗа. Высокий спрос обеспечила привлекательная цена - например, седан с урезанным оснащением сегодня стоит от 678,3 тыс. рублей, а по госпрограмме льготного автокредитования эта сумма снизится еще на 20%. Впрочем, с учетом дилерских накруток реальный ценник на "Гранту" оказывается гораздо выше - известны случаи, когда он доходил до миллиона!

По мнению Дениса Решетникова, отсутствие базовых защитных опций, таких как подушки безопасности, в какой-то степени снижает уровень доверия к надежности бестселлеров Lada, но это компенсируется низкой стоимостью автомобиля. На сегодняшний день АвтоВАЗ постепенно наращивает объемы производства, что позволяет минимизировать дефицит новых авто у дилеров.

"Госпрограмма дала колоссальный импульс для марки Lada в целом, и модели Granta в частности, которая сейчас и является основным драйвером продаж российского рынка. Благодаря соотношению цены и качества Lada Granta, а также дополнительно произведенным внедорожникам Niva Legend и Niva Travel, АвтоВАЗ может укрепить лидирующие позиции на рынке и серьезно увеличить долю во второй половине года", - говорит директор по развитию ГК "Прагматика" Александр Шапринский.

Развилка авторынка
/ Пресс-служба Haval.

Всего с начала года россияне приобрели 387,7 тыс. новых автомобилей, что на 59% ниже показателя за январь-июль 2021-го. Очевидно, что в дальнейшем падение авторынка сохранится, при этом динамика продаж продолжит постепенно улучшаться, несмотря на то, что по многим иностранным маркам дилерские запасы подходят к концу.

Страховщики назвали машины, которые бесполезно восстанавливать после ДТП

Помимо АвтоВАЗа, дефицит на рынке изо всех сил стараются компенсировать китайские производители, которые уже обгоняют по продажам прежних лидеров рынка, таких как Toyota, Volkswagen, Mitsubishi, Nissan и Skoda, не говоря уже об ушедшей Renault. Показательно, что доля "китайцев" растет с каждым месяцем и по итогам июля достигла рекордных 24,3%.

Согласно базовому прогнозу "Автостата", за весь нынешний год в России будет реализовано 600 тыс. новых легковых автомобилей - в 2,5 раза меньше, чем годом ранее. При этом оптимистичный сценарий развития подразумевает объем продаж в 690 тыс. единиц, что означает двукратное падение (-54%). Если же будет реализован пессимистичный сценарий, то российский авторынок сократится в 3 раза, составив всего лишь 505 тыс. машин (-67%).

Как отмечает генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Терлюкевич, в целом спрос сместился в сторону автомобилей из Китая, поскольку их поставки продолжаются, и дефицит машин и комплектующих значительно меньше по сравнению с европейскими и японскими брендами. Тем не менее, перебои в логистике, дефицит электронных компонентов и нестабильность курсов валют по-прежнему не стимулируют рост продаж. Дефицит автомобилей усилится и, скорее всего, продлится на протяжении всего 2023 года. Несмотря на легализацию параллельного импорта, количество машин, привезенных из-за рубежа, не сможет полностью удовлетворить спрос.

"Многие производители, которые остались на рынке, либо не поставляют новый товар, либо поставляют в ограниченном количестве. А вот склады дилеров отечественных производителей наполняются и, как следствие, у потребителей появляется выбор - в миксе с госпрограммой это дает положительную динамику в данном сегменте", - резюмирует Александр Шапринский.

Проблем с выпуском автомобильных регистрационных знаков нет
Российский автопром