Изобретение это далеко не ново - так поступают с давних времен. Египтяне и китайцы добавляли золото в пищу, чтобы стать ближе к богам. В средневековой Венеции так бахвалились богатством, что городской совет разрешил подавать на пирах не больше двух блюд с добавлением драгоценного металла. На Руси принято было золотить пряники, которые дарили на праздники.
«Вкусовых нюансов золото не добавляет, но красоты – однозначно», - говорит мне шеф, желающий остаться анонимным. При этом золото не только блестит: иногда невесомые листы пищевой сусали несут в себе скрытые смыслы, к которым прислушаться не менее интересно, чем пробовать украшенные ими блюда.
Новостная повестка и санкции
Официант выносит золотой чемоданчик, откуда достает золотой круассан. На нежном слоеном тесте, покрытом сусальным золотом, лежит порция сливочного масла и 50 г черной икры. Ослепительная по вкусу и красоте закуска подается на золотой тарелке.
Круассан с черной икрой и сусальным золотом«Идея пришла с началом санкций, когда запретили импорт черной икры и начались разговоры о блокировке российского золотого резерва, - смеется шеф-повар ресторана Christian Кристиан Лоренцини. - Я решил показать в одном блюде все, чем гордится Россия. Это и огромный золотой резерв, и фантастическая черная икра, и золотое, как свет, масло, которое мы делаем сами, как когда-то деревенские бабушки. Один круассан должен создавать атмосферу патриотизма». Стоимость антисанкционного круассана - 6000 рублей.
Чисто османская роскошь
В ресторане Levantine драгоценный металл погружает нас в золотой век Османской империи. Асадо (мясное блюдо), томленное 6 часов и поданное под слоем пищевого золота, корейка ягненка на гриле с золотым напылением, золото с итальянской бурратой и узбекскими томатами, золото на идеальных стейках...
Особенно эффектно оно смотрится на шикарных турецких десертах: на катмере, хрустящем «конверте» из тонкого теста со взбитыми сливками и фисташками, и на пропитанной сиропом баклаве с начинкой из орехов, сахара и кардамона. Стоимость золотого покрытия рассчитывается дополнительно, цену официант оговаривает с гостем.
«Эффектность подачи - это второе после вкуса условие для блюд турецкой гастрономии, – считает шеф-повар Levantine Илья Черкашин. - В стейк-хаусах Турции принято завораживающе театрально готовить стейки непосредственно у стола гостя: со всполохами пламени, с игрой ножами и специями. Украшение блюд листами золота - тоже элемент впечатляющей подачи. И, конечно, большой стейк с листами золота демонстрирует окружающим состоятельность заказавшего: удовольствие это не из дешевых, стоимость блюда может доходить до 20-25 тысяч рублей».
Дань восточным традициям
В золото могут обернуть и любой стейк в мясном ресторане Meat_Coin в новом «Смоленском пассаже». Бренд-шеф ресторана Мехмет Чалышкан рассказывает: «Meat coin - в переводе "мясная монета". Наше название означает, что мясо для нас - самая большая ценность. Почему мы подаем наши стейки в золоте? Потому что на Востоке очень любят золото, огромное значение придается именно золотым украшением. Так как у нас мясной ресторан с турецким акцентом, мы решили это использовать. Мы также предлагаем с золотом кофе, кебабы, коктейли».
Стейк в листе золотаСторителлинг: золото инков
Перуанский бар Alpaca рассказывает истории о далекой стране разными способами, в том числе и через коктейль Highball De Oro. Он вдохновлен историями о гибели последнего Инки и золотом городе Эльдорадо. Когда последний Инка был взят в плен конкистадорами, местному населению было предложено условие: правителя обещали оставить в живых при условии, что дом, в котором он был заточен, будет полностью наполнен золотом. В течении двух недель из всех уголков империи доставлялось золото, и условие было выполнено. Но Инка был казнен, в Европу отправились груженые золотом суда, а конкистадоры сочинили легенду о Золотом Городе: европейцы решили, что раз индейцы так легко отдали столько золота, то сколько же еще скрыто? И в Перу устремились искатели сокровищ со всех континентов.
Микс текилы, китайского дистиллята из риса и сорго байцзю, домашней содовой из цветов жасмина украшают лепестки пищевого золота. Публика обожает его фотографировать.
Шаурма с оттенком гурманства
«Мы переводим фастфуд на язык гурмэ», – говорит ресторатор Генрих Карпин. В меню 800°С Contemporary Steak уже значатся бургеры, тако и бао. Все они сделаны из непривычно роскошных для жанра продуктов: котлеты из мяса Black Angus, сложносочиненные соусы, безупречные овощи. Теперь дело дошло до шаурмы.
В ход в совсем нескромных количествах пошла отборная говядина Black Angus. Острую версию приправили задиристыми перцами халапеньо и добавили брынзу. Оба варианта можно заказать в золоте, и эту опцию наверняка оценят те, для кого фотографии в соцсетях важны не меньше, чем вкус. «К нам публика ходит очень взыскательная и продвинутая – дорогие костюмы, хорошие часы. Очень хотелось, чтобы и такие люди попробовали нашу шаурму. Так родилась идея, - рассказывает шеф-повар Сергей Балашов. – У нас в меню уже есть бургер с золотом. Он невероятно популярен, все про него друг другу рассказывают. В общем, завернули шаурму в сусальное золото - и получилось то, что получилось».
Что касается размера, то даже самые подготовленные любители шаурмы теряют дар речи и мгновенно перестают подвергать сомнению ценовую политику.
Юмор: жизнь удалась
Ризотто с морепродуктами, чернилами каракатицы и лепестками золота для посетителя ресторана в Москва Сити – подтверждение статуса в деловом сообществе, считает шеф-повар популярного Bamboo.Bar Сергей Кожаков. "Наши гости уважаемы, крепко стоят на ногах и не лишены чувства юмора, - уверен он. - Это блюдо часто получает смелые комментарии, буквально: "Добился успеха, ем в Сити нефть с золотом".
Психология с философией
Барная карта Lumicino – это пазл из смыслов, воспоминаний, ассоциаций и важных событий жизни ресторатора Уиллиама Ламберти. Если на тарелках он сервируют собственную жизнь, то в бокале оказываются истории и эмоции.
Титульный коктейль «Lumicino», кроме грушевой водки, ликеров с ароматом цитрусов и вкусом банана, включает философский компонент: в своей жизни мы встречаем множество людей и не всегда с первого взгляда можем разглядеть их суть. Нужно добавить огня, как это сделал шеф-бартендер Антон Мальцев: бумага, скрывающая напиток, поджигается - и под ней на пене из гибискуса и ванили обнаруживается настоящее золото!
В честь короля эстрады
А в гастрономическом ателье Sartoria Lamberti все лето экспонируется уникальная коллекция костюмов короля эстрады Филиппа Киркорова. Обновляемая выставка посвящена 55-летию певца и включает 55 эксклюзивных нарядов "от кутюр", выполненных вручную: индивидуальный пошив, знаковые бренды - как говорится, "тяжелый люкс". В июле в витринах гастрономического ателье собраны костюмы из юбилейного шоу «Gold 55 The greatest hits», во время которого артист переодевается рекордные 27 раз.
Гостей ресторана ждет не только блеск стразов и роскошь материалов, но и десерт-посвящение от шеф-кондитера Наиры Соседовой под названием «Золотится роза чайная…» (1500 рублей). Вдохновлен он первыми строчками одноименной песни и состоит из клубники конфи, заварного крема с карамельным шоколадом и лимонного бисквита. О вкусовых предпочтениях короля сцены тоже не забыли: в основе мусса заварной крем, которым славится любимый Киркоровым «Наполеон», а конфи сварен из ягод клубники, как и в десерте «Павлова». Собрана роза лепесток за лепестком вручную и покрыта сусальным золотом.
Десерт «Золотится роза чайная»Постирония: блогеры подражают богачам
Легкий бисквит без муки с добавлением оливкового масла и шоколада, крем из вареной сгущенки, малина, орехи, пищевое сусальное золото - так выглядит сметанник в популярном ресторане Ava на Патриарших прудах. Задумывая его, шефы Артем Лосев и Виталий Истомин заботились о трех составляющих - яркий и выразительный вкус, эффектная подача и немного иронии. Отправной точкой стала тема роскоши и гламура, которую эксплуатируют подражающие обеспеченным жителям Патриков блогеры. Так на знакомом с детства домашнем десерте возникло покрывало из сусального золота, а сам десерт стал поводом для обсуждения не только у культурологов, но и тех, над кем он призван иронизировать.