За последние годы большинство российских дорожно-строительных организаций перешли на использование гусеничных агрегатов европейского производства. К концу 2015 года в России не осталось ни одного производителя асфальтоукладчиков.
Тем не менее в условиях жесткой конкуренции в 2016 году руководство НПО "Группа компаний машиностроения и приборостроения" (ГКМП) приняло решение возобновить на базе производственных мощностей завода "Ирмаш" выпуск нескольких видов дорожно-строительной техники, в том числе колесных и гусеничных асфальтоукладчиков. И уже в 2017 году при поддержке Минпромторга России завод освоил выпуск четырех модернизированных моделей асфальтоукладчиков: двух колесных и двух гусеничных. Более того, ГКМП сумело найти свою нишу среди организаций, отдающих предпочтение простоте в эксплуатации и обслуживании отечественных машин в сочетании с меньшей стоимостью покупки и содержания при сохранении качества укладки асфальтобетонной смеси (АБС). Асфальтоукладчики НПО "ГКМП" успешно работают практически по всей России: в ЦФО, Башкирии, Хакасии, на Сахалине и даже в ЛНР.
На заводе непрерывно совершенствуют выпускаемые модели. Так, в 2019 году добавлен электрический подогрев выглаживающих листов рабочей плиты асфальтоукладчика АСФ-Г-4-04. А в 2022 году по заявке Росавтодора и при поддержке Минпромторга России инженеры ГКМП разработали новую модель гусеничного асфальтоукладчика АСФ-Г-4-05, способного укладывать асфальт шириной до 13 метров. Причем по заказу потребителя он может поставляться в нескольких комплектациях: с газовым или электрическим подогревом выглаживающих листов, с гидравлической рабочей плитой с шириной укладки от 2,5 до 5, от 4,5 до 7 и от 6,5 до 9 метров или с механической рабочей плитой с максимальной шириной укладки до 13 метров.
Сейчас этот асфальтоукладчик в комплектации с гидравлической плитой от 4,5 до 7 метров с газовым подогревом проходит испытания в Московской области на строительстве и реконструкции автомобильной дороги М-5 "Урал". Машина отвечает всем требованиям современного дорожного строительства. Ее агрегаты гарантируют непрерывную работу в самых сложных условиях эксплуатации. Как правило, операторы, впервые сталкивающиеся с этой системой, через короткое время полностью ориентируются в ее особенностях. Ходовой механизм с балансирными гусеничными тележками обеспечивает равномерную тягу и точную траекторию при движении. Конструкция асфальтоукладчика логична и удобна для пользователя, а электронная система управления не требует продолжительного обучения.
В новой машине реализованы самые современные решения. Например, ее загрузка может осуществляться всеми обычными самосвалами. Ширина бункера и качающаяся траверса разработаны так, что грузовой автомобиль всегда становится перед асфальтоукладчиком в правильное положение. Все точки слива масла расположены в легкодоступных местах. Контрольные подсоединения на насосах позволяют осуществлять быструю диагностику неполадок в гидросистеме. При необходимости замены одного из компонентов гидросистемы это можно сделать без проблем: гибкие гидравлические рукава значительно облегчают демонтаж.
Эргономичность - важное условие для эффективного техобслуживания. Большие боковые дверцы обеспечивают легкий доступ к важнейшим компонентам. Благодаря выдвигаемым в стороны за корпус машины сиденьям оператор имеет оптимальный обзор рабочей зоны и бункера. Положение стойки пульта управления посередине площадки оператора позволяет быстро менять рабочую сторону, не отключая систему, чтобы переместить пульт. Все функции асфальтоукладчика наглядно представлены на пульте: индикаторы температуры и оборотов двигателя, количества топлива, температуры масла в гидросистеме и т.д. Обеспечен и комфорт для машиниста: пластиковая крыша для защиты от непогоды оснащена ручным подъемом и складыванием.
Мощная силовая установка (154 кВт) в сочетании с гусеничным движителем, жесткая рабочая плита с трамбовкой и вибрацией, а также возможность работы с любой из существующих систем нивелирования обеспечивают соблюдение всех необходимых параметров укладки АСБ. Благодаря фиксации плиты, блокировке плавающего положения плиты, системе дополнительной нагрузки или разгрузки даже в сложных условиях работы обеспечивается оптимальный результат.
По результатам испытаний будет принято решение о серийном выпуске этой модели асфальтоукладчика, а также подтвержден ресурс машины в части объемов и качества уложенного дорожного покрытия.
НПО "ГКМП" выпускает целую линейку дорожных агрегатов. Так, прицеп-машины для ямочного ремонта Р-310М уже более 20 лет работают на дорогах России. Применяемый при ремонте струйно-инъекционный метод (пневмонабрызг) позволяет быстро, качественно и с минимальными затратами выполнять ремонт ям, выбоин и трещин АБС. В качестве тягача может применяться любой трактор. Автогрейдеры ГС-10-08 производства ГКМП отличаются от классических тем, что в качестве базы используются тракторы Беларус-892,2, 92П, 82.1/35. Именно этим обусловлена высокая надежность и ремонтопригодность модели. Комплексные дорожные машины КДМ-320 на базе самосвала КАМАЗ-65115 оснащены быстросъемными сменными комплектами пескоразбрасывающего и поливомоечного оборудования, а КДМ-316 на базе шасси КАМАЗ-65115 дополнительно имеют возможность установки оборудования для ямочного ремонта струйно-инъекционным методом.
Сегодня, когда на фоне западных санкций актуальность импортозамещения резко возросла, особенно важно то, что в дорожно-строительной технике "Ирмаш" максимально применяются комплектующие российского производства.
Являясь единственным в России производителем асфальтоукладчиков, ГКМП рассчитывает на более пристальное внимание крупнейших дорожных подрядчиков к российской технике. А специалисты предприятия готовы внимательно прислушиваться к мнению потребителей и оперативно совершенствовать конструкцию всех выпускаемых машин.