12.08.2022 09:00
Авто

Нарушение правил проезда перекрестков стало причиной каждого шестого ДТП

Нарушение правил проезда перекрестков стало причиной каждого шестого ДТП
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №178 (8826)
За шесть месяцев этого года практически каждое шестое ДТП, в которых погибли или пострадали люди на наших дорогах, произошло по причине нарушения правил проезда перекрестков. Ситуацию призвана изменить всероссийская социальная кампания "Расставь приоритеты!", которую Главное управление по обеспечению дорожного движения МВД России проводит совместно с Минпросвещения и Минтрансом России в рамках федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Пересечение перекрестка по диагонали там, где это не предусмотрено, очень опасный маневр. / Лаборатория Алфавит
Читать на сайте RG.RU

По данным официальной статистики аварийности, за первую половину 2022 года зарегистрировано 53 537 ДТП. Это на 7,2 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Устойчивое снижение отмечается и по числу погибших и раненых на дорогах. Погибли 5 651 человек - снижение почти на 4 процента. Получили ранения 67 708 человек, что на 7,5 процента меньше, чем за 6 месяцев прошлого года.

При этом нарушение правил проезда перекрестков вышло на одно из первых мест в качестве причины ДТП с погибшими и пострадавшими людьми. По этой причине зафиксировано 9 182 ДТП, а это более 17 процентов от общего количества автоаварий.

Еще до начала кампании в Госавтоинспекции озвучивали, что по итогам прошлого года из-за нарушений правил проезда перекрестков случалось каждое третье ДТП. А по итогам первого полугодия - каждое шестое ДТП. То есть прогресс - и довольно ощутимый - очевиден.

Заметим, что еще в прошлом году количество ДТП по причине нарушений правил проезда перекрестков снизилось на 12,7 процента. Снижение по погибшим и раненым составило 11,5 и 13,8 процента соответственно. Эти показатели - результат планомерной работы Госавтоинспекции по снижению аварийности на российских дорогах. И, надо полагать, что такой масштабный проект, как соцкампания "Расставь приоритеты!", ускорит темпы снижения и поможет достичь еще больших результатов.

Поясним, на что нацелена кампания. Ее задача - напомнить тем, кто забыл, или донести до тех, кто не знал вовсе, как правильно пересекать перекрестки. Кто кому должен уступить дорогу. По данным статистики на нерегулируемых пересечениях дорог и происходит две трети всех ДТП на перекрестках. Самое интересное, что даже те, кто по определению должен знать все законы, бывает, попадают впросак в этих вопросах.

Недавно Верховный суд рассматривал интересное дело. Произошла авария на перекрестке. Автоинспектор установил, что один из водителей нарушил правила и не уступил дорогу другому, и выписал нарушителю штраф в размере 1000 рублей. Но водитель с таким решением не согласился и оспорил его в суде. Суд решил, что этот водитель ехал по дороге, а второй двигался не по равнозначной дороге, а выезжал с прилегающей территории, а именно от торгового центра. Постановление было отменено, а производство по делу прекращено за отсутствием состава правонарушения. Это решение поддержали суды апелляционной и кассационной инстанций. Однако Верховный суд пересмотрел дело и принял другое решение.

Количество ДТП по причине нарушений правил проезда перекрестков снизилось на 12,7 процента. Снижение по погибшим составило 11,5 процента

Дело в том, что пересекающиеся дороги имели асфальтовое покрытие, при этом знаки приоритета отсутствуют. Таким образом, признать ту или иную дорогу выездом с прилегающей территории никак не получается. Это перекресток равнозначных дорог. А поэтому уступить дорогу должен был тот водитель, у которого была помеха справа.

На этом основании Верховный суд отменил решения нижестоящих судов. Правда, и производство по делу было все-таки прекращено. Но уже по другой причине - за истечением сроков давности.

Несоблюдение так называемого правила "правой руки" - реальная проблема на наших дорогах. Согласно опросу, проведенному накануне социальной кампании, почти треть водителей не знает или не помнит о необходимости уступать дорогу транспортному средству, которое движется справа.

Еще один момент: на нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог происходит абсолютное большинство ДТП. Точнее на них приходится почти 93 процента автоаварий от всех зафиксированных на нерегулируемых перекрестках.

Но еще более удивительно то, что водители часто путаются и допускают нарушения даже на регулируемых перекрестках. Вот вам простейший пример. На светофоре загорелась стрелка, например, направо одновременно с красным сигналом. Как показывает практика, далеко не каждый водитель помнит, что в этой ситуации он может повернуть в назначенном направлении, только уступив дорогу всем. Некоторые буквально лезут напролом, сигналят, мол, что это вы все творите? У меня же стрелка горит!

Или вот такой случай. В районе столичного Переделкино был регулируемый перекресток, на котором регулярно происходили ДТП. Все дело в том, что на "нехорошем перекрестке" стоял светофор, а также висели знаки, указывающие, какая дорога главная. Согласно правилам, знаки эти не действуют, если светофор работает. Тем не менее те, кто ехал на зеленый свет, как бы по главной дороге с поворотом налево, нипочем не хотели уступать дорогу тем, кто ехал на зеленый же сигнал с противоположного направления. И даже, когда на перекрестке повесили большую табличку с напоминанием о том, что при работающем светофоре знаки приоритета не действуют, ситуация не изменилась. Пришлось перенастроить светофор так, чтобы фазы зеленого света для этих направлений не совпадали.

Правильный пешеход никогда не будет переходить дорогу на красный свет, даже если машин на ней нет. Автомобиль может появиться неожиданно. / Лаборатория Алфавит

Бывает, что ДТП на перекрестках случаются из-за недостатков организации дорожного движения. Например, был в столице такой перекресток, на котором с одной стороны зеленый сигнал загорался одновременно со стрелкой. Но на противоположной стороне также загорался зеленый сигнал. И вот кто кому в такой ситуации должен уступить дорогу? Благодаря жалобам местных жителей режим работы этих светофоров изменили. Но это, можно сказать, исключительный случай. По статистике недостатки в организации дорожного движения не входят даже в десятку причин ДТП на перекрестках.

А вот поведение пешеходов на перекрестках - реальная угроза безопасности. Особенно это касается тех пешеходов, которые не имеют права управления. Их осведомленность по части Правил дорожного движения обычно ограничивается базовыми навыками в объеме начальной школы. Чем меньше знаний, тем больше самоуверенности. Запросто могут начать переход на запрещающий сигнал, если поблизости не видно машин. Просто потому, что им и в голову не приходит, что машина может появиться неожиданно. Это они пересекают перекресток по диагонали, рискуя не успеть дойти до противоположной стороны в целости и сохранности.

Впрочем, и те, кому повезло, вносят свой вклад в данную статистику. Потому что дети берут с них пример, копируют поведение взрослых на дорогах. Поэтому в рамках социальной кампании предусмотрена работа не только со взрослыми, но и с детьми в возрасте от 5 до 14 лет. В конце концов, если по итогам этой работы ребенок задастся вопросом, почему мама, папа или бабушка переходят дорогу в неположенном месте, это уже результат. Ну, как минимум, взрослому станет стыдно. И, возможно, он пожелает восстановить свой авторитет и стать достойным примером для подражания.

В рамках социальной кампании "Расставь приоритеты!" уже прошли мероприятия в 13 из 15 регионов. И в каждом регионе проведено по 25 мероприятий с детьми, в которых приняли участие более тысячи ребят.

С пешеходами работали в торгово-развлекательных центрах, на оживленных улицах и в парках. Всего проведено более 40 мероприятий с охватом более 2 тысяч пешеходов в каждом регионе.

Работа с водителями проводилась главным образом на автозаправочных станциях. Надо сказать, многие водители охотно отзывались на предложение испытать себя и пройти тестирование на знание правил проезда перекрестков. Задачи со сложными дорожными ситуациями решали увлеченно. Атмосфера состязания подогревалась тем, что решать надо было на время. И это время было потрачено с максимальной пользой. Консультант в форме регулировщика, стилизованной под эпоху 50-х годов, разъяснял допущенные ошибки. С его помощью более 20 тысяч водителей вспомнили то, что забыли, или узнали то, что не знали.

Кажется, 20 тысяч - невеликое число. Но если принять во внимание то, что кампания проводится в регионах, где ДТП на перекрестках случаются особенно часто, значимый положительный результат более чем вероятен.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".

Дороги