Напомню, эта станция находится на северо-восточном участке Большого кольца. Длиной он 15,9 километра, в его составе 6 станций. Три из них - "Авиамоторная", "Лефортово" и "Электрозаводская" - уже построены и временно действуют в составе Некрасовской линии. На остальных трех - "Марьина Роща", "Рижская" и "Сокольники" - работы продолжаются. Осмотрев, как идут дела под землей, глава города сказал: "Строительство самого сложного объекта Большой кольцевой линии московского метрополитена - станции "Марьина Роща" - вышло на финишную прямую. Выходим на финишную черту и в целом строительства Большой кольцевой. Оставшиеся 10 станций находятся в высокой степени готовности. Нет никаких сомнений, что основные строительно-монтажные работы на всех станциях будут завершены уже в этом году".
Сложность "Марьиной Рощи", напомнил мэр, объясняется ее расположением ниже поверхности земли более чем на 70 метров, что делает ее одной из самых глубоких в столичной подземке. Спустившись по самому длинному в Москве эскалатору протяженностью 130 метров, после жаркого дня наверху журналисты оказались словно в холодильнике - такой контраст температуры воздуха на земле и под землей. Но для того, чтобы эскалатор появился, строителям пришлось два года спускаться вниз, доставлять материалы и оборудование, а также вынимать грунты, клетями и бадьями. Зато сейчас можно оценить красоту, какая встретит там пассажиров. Выпуклые колонны напоминают пузатые фарфоровые чайники. Мраморные плиты с мелкими трещинами придают эффект старины. Потолок, благодаря спрятанной архитектурный подсветке, кажется бесконечным. А вестибюль, где вместо стен панорамные окна, встречает гигантскими шарами диаметром 2,5 метра. Такой архитектурно-художественный облик станции разработало бюро AL Architects, выигравшее международный конкурс. Гендиректор компании-подрядчика "Мосметрострой" Сергей Жуков отметил, что сейчас станция готова примерно на 97%. Заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев сообщил, что пассажиры поедут по всему кольцу в начале 2023 года, после завершения пусконаладки. Тормозят ее сложности с оборудованием. Из 480 тысяч единиц, необходимых для оснащения последних 10 станций, 120 тысяч - западного производства: "Что-то мы успели купить еще до введения санкций, чему-то уже нашли аналоги российского производства или других стран. Таким образом, вопросы с поставкой 80 процентов из 120 тысяч дефицитных запчастей решены, остальные решаются".
Напомню, Большая кольцевая линия протяженностью 70 километров будет самой длинной под землей веткой в мире. В три с половиной раза новое кольцо длиннее и существующей кольцевой в Москве. Из 31 станции, которые расположатся вдоль нее, 21 работает. Сейчас ими пользуются в день по 500 тысяч человек. Когда кольцо замкнется, пассажиропоток увеличится до 2 миллионов человек в сутки. Люди будут экономить до 30 минут времени, так как им больше не придется ехать в центр Москвы, чтобы пересесть с одного радиуса подземки на другой.
Одновременно Москва продолжает заниматься и развитием железнодорожного транспорта. Как сообщил Андрей Бочкарев, к работающим в настоящее время двум Московским центральным диаметрам - МЦД-1 и МЦД-2 - в будущем году добавятся МЦД-3 и МЦД-4. Благодаря этому сеть наземного метро, как называют диаметры, расширится более чем на 160 километров. Причем оба они - и Ленинградско-Казанский, и Киевско-Горьковский, заходят в центр Москвы, избавляя тысячи пассажиров от необходимости пересаживаться на другие виды общественного транспорта.
Вот и рядом со станцией метро "Марьина Роща" одновременно строится терминал МЦД-2, а через года полтора появится и терминал МЦД-4. "Таким образом, здесь будет четыре станции. Это действующая станция Люблинско-Дмитровской линии метрополитена, БКЛ, D-2 и D-4", - счел важным отметить Сергей Собянин.
Активно разрабатывается и проект МЦД-5 - Ярославско-Павелецкий, который должен связать подмосковные города Пушкино и Домодедово и также пройти через центр столицы. Один из вариантов предполагает, например, строительство станции на Китай-городе. Но всего вариантов 17, поделился с журналистами Андрей Бочкарев: "Мы рассматриваем тоннельный вариант прохождения МЦД-5 через центр города. Он не является, скажем так, панацеей от сложностей строительства. Выберем наиболее оптимальный как с точки зрения технического решения, так и эксплуатации". Пуск МЦД-5 запланирован пока на 2025 год.
Собянин: Строительство станции метро "Марьина Роща" БКЛ вышло на финишную прямую