15.08.2022 18:42
Экономика

Нужно ли ограничивать доступ к информации об электронике

Текст:  Олег Капранов
Активное импортозамещение в сфере электроники на фоне санкций последних месяцев столкнулось с неочевидным выбором, который может стать определяющим на ближайшие годы. И выбор этот - должна ли быть публичной электроника в России - или нет.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

Россия так или иначе не может обходиться без иностранных технологий на сегодняшнем этапе развития отрасли. Об этом говорил замглавы Минпромторга Василий Шпак в своем интервью "РГ".

"Произвести все не может никто. Но есть вещи, по которым ты точно должен быть уверен, что в случае чего себя обеспечишь хотя бы на минимально достаточном уровне в критических отраслях. А есть вещи, в которых ты должен быть в безусловном приоритете в лидерах, чтобы в этой цепочке взаимных обменов, взаимных интересов были какие-то козыри, и ты был интересен, мог что-то предложить", - сообщил чиновник.

Концепция понятна. Но любая информация о таком сотрудничестве, даже с компаниями из дружественных стран, с высокой долей вероятности приводит к тому, что это сотрудничество начинает торпедироваться извне странами недружественными, либо - сотрудничающее предприятие внутри страны незамедлительно попадает под санкции.

Рынок электроники в России поменяет структуру

По словам генерального директора "Микрона" Гульнара Хасьянова, важно проводить работы по запуску производства и разработке новых продуктов в условиях абсолютной тишины - только в этом случае, предприятия, попавшие под санкции, имеют шансы на функционирование и развитие производства.

"Любое сообщение о том, что мы работаем или переносим какие-то изделия на фабрику, и у нас сразу же отваливаются 1-2 поставщика. А замена поставщика - это остановка линий, перенастройка, тестирование новых материалов, которое может занять от нескольких недель до месяцев", - сообщила Хасьянова.

Аналогичной точки зрения придерживается и глава АНО "Консорциум Вычислительная техника" Светлана Легостаева. "Рассказывать сейчас, как изменились логистические цепочки, каким образом сегодня наши предприятия получают те или иные компоненты, это значит своими руками убить отрасль. Сейчас пришло то время, когда не нужно рассказывать о том, как мы собираемся выиграть".

И это справедливо, как справедливы и напрашивающиеся выводы о том, что часть такой информации необходимо закрыть или сделать доступ к ней ограниченным.

Не менее напряженно все и в сфере параллельного импорта. Страны ЕАЭС не горят желанием подставляться перед своим контрагентами, резко увеличивая закупки с прицелом на реэкспорт в Россию. Слепых на рынке нет и все всё видят. А международные компании, которые еще не хлопнули громко дверью и остаются в России, больше всего опасаются ситуации, когда их вынудят занять ту или иную позицию по болезненным вопросам. И тезис штаб-квартир тут очень прост: попадем по работе в России на страницы западных СМИ - закрываем контору.

Холдинг "Росэлектроника" на "Армии-2022" представляет более 250 разработок

Но есть и другая сторона медали. Публичность важна, чтобы было понимание того, что происходит. И того, что что-то в принципе происходит. Потому что в противном случае появляются легенды о "невероятных возможностях наших разработок, которые мы вам не покажем, потому что они секретные". И это не самое худшее. Хуже другое. Советские граждане за редким исключением не были знакомы с советскими персональными компьютерами. Не были они знакомы и с разработками в направлении сотовой связи. Которые у нас в стране существовали. Поэтому когда "железный занавес" рухнул, все взгляды оказались обращены на Запад. Там были компьютеры IBM PC и Mac, в 1983 году Motorola выпустила первый коммерческий сотовый телефон, и к концу 80-х это рынок был уже более чем развит. Все было яркое, красивое, рекламное и привлекательное. Могли бы развивать и свое, но о своем мало кто знал.

Пиар считается хорошим тоном презирать, но он важен для развития отрасли, для привлечения в нее специалистов, для продвижения продуктов. Иначе, пусть не физически, но как минимум морально - ты отдаешь свой рынок другим.

На эту тему есть история. Одним из лидеров на рынке микроэлектроники является компания ASML. Ее название мало что скажет большинству, но точно так же, как сегодня невозможно представить современный гаджет без процессоров и прочих микроэлектронных компонентов Intel, AMD, Qualcomm или Samsung, так и эти компании не могут обойтись без продукции ASML, выпускающей оборудование для производства микроэлектроники.

Капитализация компании, которая создавалась как скромная дочка голландской же Philips составляет сегодня порядка 350 млрд долларов, это несколько больше, чем у Boeing, например. Да и примерно в 10 раз больше, чем капитализация самой Philips, оставшейся сегодня миноритарным акционером.

А ключевыми конкурентами на рынке микроэлектроники для ASML всегда были японские Canon и Nikon. Но стартовав в 80-е с гонки за лидерами, за несколько десятков лет ASML сумела сама стать безусловным лидером отрасли. И когда говоришь с экспертами о причинах такого рывка - ответ один: в отличие от конкурентов, ASML и тогда, и сейчас, очень плотно взаимодействует с академической наукой, с университетами и факультетами, занимающими оптикой, светом, физикой и химией. Проводится масса семинаров, конференций и прочей работы по обмену знаниями. ASML "пылесосит" европейский и мировой рынок, выхватывая молодые и светлые умы и за счет этого находит все новые и новые решения, позволяющие достигать ранее казавшихся недостижимыми техпроцессов. Canon и Nikon в 80-е были гораздо более закрытыми: сказывались особенности японского общества.

"Если мы закроем всю информацию про электронику, то совершенно непонятно, как проводить отраслевые конференции, как доводить до заказчиков информацию о продуктах и разработках, непонятно даже, как можно собеседовать людей на позиции. Ведь им нужно рассказывать о том, чем мы тут занимаемся. Потому что инженеры и разработчики идут не за деньгами и соцпакетом, они в первую очередь идут за интересными задачами", - поделился своим беспокойством один из участников рынка. И это тоже точка зрения.

Между тем, проблема донесения информации о существующих разработках и решениях является чрезвычайно важной. Компании должны понимать, что из разработок коллег по рынку они могут использовать для решения своих задач, чтобы не было дублирования ресурсов на разработку и производство в условиях их ограниченности. Об этом говорил на ПМЭФ и вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Как найти баланс между достаточной закрытостью и необходимой публичностью - вопрос, который действительно может определить будущее нашей электроники. А значит - и экономики в целом.

Связь