15.08.2022 07:29
Русское оружие

Эксперты призывают развивать мобильные средства помощи подводникам в аварийной ситуации

Текст:  Алексей Смирнов
Российская газета - Спецвыпуск: Армия №179 (8827)
Специальное и первое в истории современной России спасательное судно для оказания помощи экипажам подводных лодок, оказавшимся на грунте или в другом тяжелом положении, начали строить в 2005 году. Получившее в момент закладки имя "Игорь Белоусов", оно было спущено на воду в 2012-м, а принято заказчиком и прибыло к месту службы на Тихоокеанский флот в конце 2015-го.
Спасательное судно "Игорь Белоусов" в акватории Японского моря во время тактико-специального учения. / Ильдус Гилязутдинов / РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Тогда же "РГ" подробно рассказала об устройстве корабля-спасателя, его глубоководном комплексе ГВК-450 и тех сложностях, которые возникали на различных этапах создания. Накануне важного события и после было много разноречивых комментариев, как и по какому пути должны развиваться аварийно-спасательные средства в российском ВМФ.

С тех пор прошло еще семь лет. Однако строительство серии из трех спасательных судов проекта 21300 (по одному для каждого флота), что ожидалась вслед за "Игорем Белоусовым", так и не началось.

Приоритетным направлением должна стать разработка технологий спасания экипажей АПЛ с применением отечественных робототехнических комплексов

Те, кто выступал и выступает за создание специализированных судов с глубоководными водолазными комплексами, не устают напоминать: в период создания и активного использования океанского флота серьезность этой проблемы и ее жизненную важность для флота понимали очень хорошо. Суда-спасатели с глубоководными водолазными комплексами на борту существовали на всех флотах: на Северном, Тихоокеанском и Черноморском флотах - по 5 судов, на Балтийском - 7 судов.

К концу 90-х практически все суда-спасатели были выведены из состава флота и утилизированы. В начале 2000-х в строю оставались только два спасательных судна: "Эпрон" постройки 1958 года на Черном море и построенный в 1984-м "Алагез" - один на весь Тихоокеанский флот. Оба они, по оценке специалистов-глубоководников, "устарели и технически, и морально".

Подводная лодка "Кронштадт" вышла на завершающий этап ходовых испытаний

Пришедший на ТОФ "Игорь Белоусов" в каком-то отношении ситуацию поправил. Как сообщалось, с его борта "в 2017 году было проведено погружение на 317 метров". А в октябре 2018-го - "рекордное погружение в водолазном колоколе на глубину 416 метров". В августе 2020 года "Игорь Белоусов" принял участие в специальных тренировках на случай нештатного приводнения космического корабля "Союз".

Но вот как смотрят на это сторонники другого подхода к развитию аварийно-спасательных сил в интересах подводного флота. Доктор технических наук Виктор Илюхин, долгое время работавший в Крыловском научном центре (ранее - ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова), убежденно заявляет, что технология водолазных погружений методом длительного пребывания, как и установление рекордов в таких погружениях, - это "технологии вчерашнего дня". А приоритетным направлением, по его мнению, должна стать разработка технологий спасания экипажей АПЛ с более широким применением отечественных робототехнических комплексов, а также создание и развитие аэромобильной системы спасания подводников.

Виктор Илюхин поясняет, что "мокрым" способом - с участием водолазов и водолазного колокола - можно спасти за один прием не более трех подводников, причем с глубин не более 200 метров. А в СГА (спасательном глубоководном аппарате) можно снять с аварийной субмарины сразу 18-20 человек - минуя водную среду и без спасательного снаряжения.

- Именно поэтому главным средством спасения подводников на том же "Игоре Белоусове" является не ГВК-450, как это иногда утверждается, а СГА "Бестер" и барокамеры для размещения и декомпрессии подводников, поднятых с большой глубины.

Два подхода нашли отражение в "Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ до 2025 года"

Оба этих подхода нашли отражение в "Концепции развития системы поисково-спасательного обеспечения ВМФ на период до 2025 года", которая одобрена Морской коллегией при правительстве РФ и в феврале 2014 года утверждена министром обороны. К этому дню руководством ВМФ, специалистами на флотах, в профильных КБ и на предприятиях промышленности реализовано немало давно назревших мер. Переработаны и утверждены обновленные документы, регламентирующие порядок действий при спасении аварийных подводных лодок.

Принято на снабжение новое спасательное снаряжения подводника ССП-М, регулярно проводятся учения по отработке действий в случае возникновения аварийной ситуации. Создан мобильный комплект глубоководных пеналов КГП-300 для поддержания жизнедеятельности подводников.

416 метров - до такой глубины обеспечил погружение "Игорь Белоусов"

Конструкторские бюро - проектанты подводных лодок 995 "Борей-А выполнили проработки и внедрили на некоторых ПЛ более совершенные системы шлюзования, а на существующих СГА выполнены модернизационные работы. На третьем этапе мероприятий (2021-2025) важнейшей задачей определено создание аэромобильной системы спасания подводников. С таким расчетом, чтобы в ней были задействованы не только специализированные, но и дооборудованные суда, корабли и боевые подводные лодки.

А на строящиеся и действующие ПЛ в ходе модернизации предписано установить унифицированный спасательный люк, совместимый с системой шлюзования глубоководных аппаратов. Сторонники разных подходов едины в одном: при всем уже сказанном крайне важным остается внедрение более совершенного комплекса спасательных средств для самостоятельного выхода подводников с аварийной ПЛ.

Технологии