Дуэль на уничтожение
В этих районах националисты имеют сложнейшую цепь полевых, производственных и поселковых фортификационных узлов первой линии обороны ВСУ. Группировки ДНР и ЛНР совместно с Российской армией продолжают успешно вести контрбатарейную борьбу с противником. Так называемые артиллерийские дуэли привели, в частности, к уничтожению части укрепрайонов и живой силы противника, что позволило захватить населенный пункт Пески и потеснить ВСУ в Марьинке.
Авдеевский участок фронта, который непосредственно граничит с городом Донецком и Донецкой агломерацией, с украинской стороны наиболее укреплен. Он всегда был перенасыщен тяжелой артиллерией и РСЗО. В некоторых местах (Марьинка, Курахово, Опытное, аэропорт) украинские позиции практически в километре от черты города Донецка. А чтобы прекратить обстрелы, их надо отодвинуть минимум километров на сто, что по факту означает выход к Днепропетровской области Украины.
- Мы подавляем позиции ВСУ на авдеевском направлении. Ежедневно, по чуть-чуть враг стал отступать, у него нет вариантов. Работаем по окопам, живой силе и укрепленным позициям. Увеличили количество и частоту применения артиллерии.
Противник там ощущает себя плохо. Калибр 152-й гаубицы делает свое дело, - пояснил командир орудия с позывным Хохол. - Их обманули, бесполезные смерти и геноцид нации происходят. Я в 18 лет пришел защищать свой народ. Не хочу, чтобы моя мать пряталась в подвалах и подъездах. В школе занимался смешанными единоборствами. У меня здесь два дяди служат, а теперь и я. Войска ВСУ нужно гнать и дальше. Жаль, что погибают за президента-комика и фашизм, пусть лучше сдаются. Выбора у них нет.
Работа артиллерии на окраине Донецка по позициям ВСУВыстрел - и маскировка
От ударов артиллерии трясется земля, волной сносит деревья вокруг. Бьют очень мощно, тяжелыми, 152-ми. В этот раз для стрельбы дополнительно используют пороховые заряды. Увеличиваются скорость и дальность полета снаряда. Батарея не частит с огнем. Выстрел, подтверждение попадания, корректировка и вновь выстрел. Монотонно, размеренно в течение всего дня бьют по позициям ВСУ.
Бойцы расчетов меняют друг друга, один расчет отработал, замаскировался, другой продолжил. Работает воздушная разведка, через единый командный пункт подаются координаты целей.
Сейчас на таком пункте офицеры управляют несколькими артдивизионами и батареями, рассредоточенными на разных позициях. Артиллеристы говорят - стреляем четко, точно и попадаем всегда. На этой позиции у бойцов важная задача - сберечь жизни артиллерийских расчетов, которые расчищают путь пехоте и уничтожают укрытия противника.
Командир орудия с позывным Цыган рассказывает, что тяжелее всего работать по блиндажам и дотам - ВСУ готовились с 14-го года. Укрепляли укрытия. Приходится тратить много снарядов.
Используем орудия советского периода - пушки-гаубицы Д-20, говорит он. Это результат распада СССР и раздела техники Советской армии. Значительное количество пушек-гаубиц Д-20 досталось независимым государствам, в том числе Украине. Это старое орудие, сейчас его не выпускают. Поэтому воюем своим оружием. У нас бронежилетов не хватает и современных шлемов. Союзные войска ДНР и ЛНР должны дальше идти. Если там останется кто-то из нацбатов, то они также будут стрелять по городам. То есть они не изменят свою тактику. Они отступают и уничтожают города. И сейчас они просто стирают город, стреляют по мирным жителям.
Три выстрела из 152-мм пушки-гаубицы Д-20, затем очень быстрый уход с огневой позиции, на все про все менее трех минут. У наших ребят уже очень богатая практика в этом деле. И сообщения с той стороны: "Русская артиллерия нас разматывает, а мы ничего сделать не можем! Помогите..." Причем отнюдь не на державной мове.
Противник достаточно быстро научился контрбатарейной борьбе, как и мы, и нередко начинает ответный обстрел. Поэтому нужно быть предельно внимательным и быстрым. В случае обстрела прятаться в укрытиях, предупреждает нас командир батареи.
Денацификация и демилитаризация Украины проходит под грохот канонады. А контрбатарейная борьба стала чуть ли не основным видом противоборства в ходе специальной военной операции. Хотя еще недавно считалось, что это прошлый век, что в эпоху гиперзвука воюют как-то иначе.
Каждый шаг может кончиться взрывом
По признанию некоторых жителей, с подачей воды и электричества и безопасностью сейчас лучше дела обстоят в Мариуполе, чем в Донецке. В последнее время артиллеристы ВСУ стали активнее применять террор против мирного населения.
Беспокоящий артиллерийский огонь по жилым кварталам всегда и во все времена был исключительно средством террора. То есть должен наводить страх на мирное население, подрывать социальную и политическую стабильность и разлагать войска противника, которые чувствуют беспокойство за своих родных в тылу. Если исходить из определений ООН, такие обстрелы ничем не отличаются от "обычной" террористической практики типа убийств из-за угла, подрывов в тылу или захвата заложников.
Применение противопехотных фугасных мин ПФМ-1 "Лепесток" из реактивных систем залпового огня "Ураган" украинскими националистами противоречит одному из протоколов Женевской конвенции, которую Украина обязалась соблюдать. Международный документ обязывает отказаться от использования мин, не имеющих устройств самоликвидации. Украина также подписала Оттавский договор о запрете противопехотных мин в 1997 году. Но, как видим, не соблюдает.
Кстати, за последние недели от срабатывания "Лепестков" пострадали не менее 40 человек, в том числе двое детей.
Один из подорвавшихся на мине впоследствии скончался в больнице.
Работа артиллерии на окраине Донецка по позициям ВСУ