Мост соединил берега пруда, и теперь из конца в конец второго по величине города Среднего Урала можно доехать как минимум на полчаса быстрее, чем раньше - с ветерком и без пробок. А вечером путепровод становится своего рода арт-объектом: в воздушные дуги встроена светомузыка, заложено 14 режимов динамической подсветки. "Отныне это главная достопримечательность города, а ведь еще недавно мы не могли представить, что такой проект станет реальностью!" - делятся эмоциями в соцсетях горожане.
К тому же мост - лишь самая видная часть нового дорожного комплекса, который позволяет вывести транзитные грузовые потоки с улиц Нижнего Тагила. Эстакада над Свердловским шоссе обеспечивает прямой выезд на трассу, ведущую на восток - в Верхнюю и Нижнюю Салду, Титановую долину.
Событие действительно историческое. Мост через городской пруд - давняя мечта тагильчан. По данным краеведов, впервые это сооружение появилось в генеральном плане развития Нижнего Тагила еще в 1935 году. Но тогда даже за проект не успели взяться - началась Великая Отечественная война. Потом идея отошла на второй план, и вспомнили о ней лишь в нынешнем веке, когда начали воплощать новый план развития транспортной инфраструктуры активно развивающегося промышленного центра.
В 2019 году правительство Свердловской области, мэрия Нижнего Тагила и компания ЕВРАЗ подписали соглашение о сотрудничестве. Был разработан проект строительства мостового перехода через городской пруд, он успешно прошел госэкспертизу. Первоначальная стоимость проекта составляла 3,9 миллиарда рублей, но идею решили доработать, включив в проект пять километров подъездных дорог и новую клеверную развязку перед путепроводом. В итоге за два года возведена полноценная дорожная инфраструктура, в которую благодаря совместному финансированию вложено более 4,5 миллиарда рублей.
- Завершен самый важный проект в Нижнем Тагиле за последние годы. Благодаря этому мосту значительно разгрузится центр города, можно будет быстрее добираться из одного района в другой. Ребята - молодцы, все успели в срок, хотя было очень тяжело, - отметил на торжественной церемонии пуска путепровода в эксплуатацию губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
Строители ласково называют тагильский мост младшим братом крымского: его возводили по похожей технологии. А в новых названиях есть тема "крымской весны" и воссоединения российских территорий: дорогу от Свердловского шоссе, что ведет к мосту, назвали Луганским проспектом.
У сооружения семь пролетов, каждый весит более 800 тонн. Когда первый ставили на опоры, за процессом непрерывно следили полсотни специалистов. Массивная конструкция должна была преодолеть 53 метра от берега до опор, при этом ни на градус не отклониться от расчетных параметров.
Перед торжественным открытием путепровода его испытали на прочность. 4 августа провели динамические испытания: 33-тонный самосвал, как рассказали строители, прыгал с препятствия - деревянных досок. При этом грузовик разгонялся - сначала двигался на скорости 20 километров в час, потом 30, 40... В это время геодезисты делали замеры и анализировали, соответствуют ли полученные показатели устойчивости конструкции нормативам. И только после всех испытаний было дано добро на открытие движения. Правда, нынешний вид развязки и путепровода не окончательный: благоустройство продолжается, работы планируют завершить к осени.
Отличившихся строителей по предложению губернатора представят к наградам, как государственным, так и региональным - знаком отличия "За заслуги перед Свердловской областью".
В правительстве региона подчеркивают, что мост через Тагильский пруд - это важный этап в развитии дорожной сети не только отдельного муниципалитета, но и всей Свердловской области. Под личным контролем губернатора Евгения Куйвашева в регионе построено немало крупных инфраструктурных объектов, только мостов за последнюю пятилетку возведено и реконструировано 15.
Причем внимание уделяется не только состоянию региональных трасс, но и благоустройству муниципальных и сельских дорог. Чтобы увеличить ежегодное количество ремонтов, в 2019 году по предложению губернатора были вдвое (с 10 до 20 процентов поступлений акцизов на бензин) увеличены отчисления в муниципальные дорожные фонды. В результате они дополнительно получили 1,2-1,4 миллиарда рублей в год. А общий объем дорожного фонда региона в 2021 году составил 27,3 миллиарда рублей, что на 23 процента больше, чем годом ранее.
Кстати, жители Нижнего Тагила получили к юбилею города еще один дорожный "подарок" - после глобальной реконструкции открылся еще один "градообразующий" мост, разгружающий от грузовых транспортных потоков центральные районы города, - по улице Циолковского.
Одновременно с совершенствованием дорожной инфраструктуры в Нижнем Тагиле обновляется и общественный транспорт. Вот и к 300-летию город получил в подарок от области два ретротрамвая: вагоны уральского производства станут украшением улиц и будут использоваться в туристических целях. Но в ближайшее время предстоит большое пополнение и обычного парка. На недавнем заседании правительства области утверждены изменения в госпрограмму, которые предусматривают предоставление в 2023 году средств Нижнему Тагилу на покупку новых трамваев и Екатеринбургу на обновление троллейбусов. Деньги для первого уже поступили из федерального бюджета (по нацпроекту "Экология"). Это позволит закупить в рамках федерального проекта "Чистый воздух" 12 современных вагонов более чем на 830 миллионов рублей. В прошлом году благодаря нацпроекту "Экология" в Нижнем Тагиле появились 17 новых автобусов, работающих на метане.