22.08.2022 19:20
Экономика

Банкирам и коллекторам разрешат грозить должникам исками

Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Федеральный выпуск: №186 (8834)
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела инициативу, усиливающую контроль за практикой взыскания долгов. Судебные приставы получат полномочия контролировать в данной сфере банкиров и микрофинансовые организации. И если кто-то из банкиров и коллекторов вместо цивилизованного диалога начнет буквально пить кровь из должников, приставы смогут наложить запрет на звонки.
/ iStock
Читать на сайте RG.RU

"Законопроект расширяет государственный контроль за деятельностью по взысканию просроченной задолженности, а значит, повышает гарантии защиты граждан от недобросовестных действий взыскателей, - подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Сегодня закон детально прописывает порядок деятельности по возврату просроченной задолженности. При этом установлены серьезные ограничения". Он пояснил, что законом запрещены любые контакты с должником с 22 до 8 часов в рабочие дни и с 20 до 9 часов по местному времени в выходные или праздничные дни. Иными словами, тревожить в ночное время должника запрещено. Личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю. Контроль за деятельностью профессиональных коллекторских агентств осуществляет Федеральная служба судебных приставов.

Роботы коллекторы будут обязаны представляться и предупреждать, что они не живые

Еще одна предлагаемая новация: проект вводит новое понятие - "автоматизированный интеллектуальный агент". Под новые нормы подпадут обычные автоинформаторы и роботы, способные распознавать речь человека и отвечать на нее. Звонки от роботов-коллекторов будут приравниваться к телефонным звонкам от взыскателя-человека и считаться непосредственным взаимодействием с должником. Так что банки не смогут включать роботов когда им захочется: лимит на звонки будет распространяться и на звонки от роботов. При этом в самом начале разговора должника необходимо будет предупреждать, кто с ним разговаривает: робот или живой сотрудник. Ограничения же на частоту и время рассылки распространятся на соцсети и мессенджеры, так что написать ночью на страничку в соцсети тоже будет нельзя. Слишком частые сообщения через мессенджеры тоже могут стать поводом для разбирательства уже с банком или микрофинансовой организацией.

"Предлагаемые изменения будут способствовать усилению защиты граждан от недобросовестных действий сотрудников банков и микрофинансовых организаций при взыскании просроченной задолженности. Также предлагаемые новации совершенствуют как процедуру взыскания просроченной задолженности, так и систему контроля за лицами, занимающимися подобной деятельностью. Надо подчеркнуть, что вопрос наведения правового порядка в данной сфере представляет особую социальную значимость", - пояснил глава правления АЮР.

При этом в законопроекте прописана норма, согласно которой не является нарушением "сообщение должнику о последствиях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных гражданским законодательством". Иными словами, банкиры будут вправе пригрозить человеку иском в суд или начислением пени. Нельзя хамить и грозить незаконными мерами, например, насилием. Однако обрисовать возможные правовые последствия - вполне допустимая тема для диалога. Так что в данном случае должнику придется выслушать и не обижаться.

Долги и кредиты