"Существует множество нюансов, связанных с банкротством и единственным жильем, - рассказала исполнительный директор-руководитель аппарата Саратовского регионального отделения АЮР Наталья Грешнова. - Единственным жильем признается дом, квартира или помещение, где зарегистрирован и живет должник с семьей, если в собственности нет других объектов жилой недвижимости. При наличии двух или несколько жилых объектов в собственности должника суд учитывает интересы должника и членов его семьи при определении имущества для реализации".
По ее словам, в собственности должника после банкротства должна остаться недвижимость, пригодная для круглогодичного проживания, площади которой должно хватать на каждого члена семьи. Однако единственное жилье, приобретенное с помощью ипотеки, которая не погашена на момент процедуры банкротства, включается в конкурсную массу и подлежит реализации независимо от того, кто там проживает.
"При этом в случае реализации квартиры остальным членам его семьи будут выплачены денежные средства за их доли в квартире", - говорит Наталья Грешнова. По ее словам, чтобы защитить единственное жилье от взыскания, должник должен иметь доказательства следующих условий.
Первое: жилье действительно единственное. Для этого можно приложить выписку из ЕГРН за несколько лет, в которой указано, что у должника не было никаких иных жилых помещений. Второе: должник проживает в данном жилом помещении (желательно, чтобы место регистрации совпадало с адресом жилья). Третье: стоимость жилья ненамного выше аналогичных объектов недвижимости в той же части населенного пункта. Подкрепить это можно оценкой или заключением экспертной организации.
В случае, если жилье по размеру превышает стандарты квартиры для социального найма на одного человека, следует доказать, что в квартире проживают иные члены семьи. "Также можно указать, что данная квартира подбиралась исходя из инфраструктуры района, в котором она находится (школы, детские сады, в которых обучаются дети должника, и тому подобное)", - говорит представитель АЮР.