Дешевле не будет?
Очевидно, что акцент на внутренние путешествия в этом году (а именно они задавали тон отрасли) стал вынужденным - к нему подтолкнула ситуация в мире. Операторы умело воспользовались случаем и вместе с сокращением перечня доступных для российских туристов зарубежных направлений подняли цены на оставшиеся. При этом, удивляется Александр Тепляков, исполнительный директор общественной организации ПравТурСоюз, "Турция по ценам Мальдивских островов прошлого сезона отлично грузится и по сей день, вся перевозка, которая была согласована, - в полном объеме закрывается пассажирами".
Однако отдыхать по тройному тарифу готовы далеко не все, поэтому большинство россиян и отправились отдыхать в новые для них регионы страны, где столкнулись с аналогичной ситуацией: туризм перестал быть дешевым.
Сочи - наше все
Столицей российского туризма в этом году стал Сочи - единственный незакрытый аэропорт в южном направлении, который до сих пор буквально трещит по швам. Именно из Сочи едут отдыхать на "Ласточках" в Крым и из Сочи отправляются в Турцию из всех регионов страны. По ценам на отдых Сочи в этом году также побил все рекорды, "раскуплено все, что в адекватной досягаемости от аэропорта, а те, кто решил приобрести поездку в более-менее приличный отель накануне предполагаемой даты вылета, платили уже не как за Мальдивы, а как за Сейшелы", - сетует Тепляков.
Или не все?
Несмотря на очевидное первенство, российский юг не стал единственным направлением высокого сезона - 2022 - туристы осторожно начали осваивать новые локации, и в первую очередь их тягу к экспериментам подстегивала низкая цена. Так, по данным ЮKassa (сервис финтех-компании ЮMoney), с 1 июня по 16 августа 2022 года обороты турагентств увеличились в 3,2 раза, а количество заказов - в 21 раз в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. Число плательщиков выросло в 16 раз. Средний чек при этом снизился на 85 процентов, до 3586 рублей.
Калининградская область, Карелия, Алтай, Байкал, Кавказские регионы, Камчатка, Сахалин, города Золотого кольца вступили в соревнование за кошелек туриста. Проигрывали в этой эстафете те, кто больше других зависел от инфраструктуры. Поэтому главная задача "на завтра" Минтранса и авиаперевозчиков - создать локальные маршруты, чтобы у жителей регионов было больше возможностей путешествовать, в том числе и в самые отдаленные части нашей страны, полагает Александр Тертычный, основатель и СЕО Green Flow.
Планирование, только планирование
Те, кто отправлялся в отпуск без помощи турфирм и не на автомобиле, столкнулись с необходимостью досконального планирования путешествий - билеты на поезда дальнего следования стало невозможно купить на коротких сроках, и именно от них стало зависеть буквально все. В том числе - и продолжительность отпуска, которую отдыхающие начали подстраивать под даты купленных билетов. Так, многие путешественники добирались из Сочи в Крым на электричках с пересадкой в Анапе. Это примерно семь часов в пути, поясняет Глеб Лубенников, директор по развитию сервиса аренды автомобилей TENCAR. Те, кто не торопился или не купил билеты заранее, ехали на автобусе - это уже 15 часов в пути (и дополнительная ночевка).
Иди-ка поищи-ка
Другим серьезным испытанием для "диких" туристов стал поиск жилья. Как сообщили в Tvil.ru, на 83 процента выросли бронирования отелей и квартир относительно прошлого года. Больше всего заметно увеличение турпотока этим летом в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Краснодаре, Калининграде, Волгограде, Кисловодске и Воронеже. При этом стоит отметить, что в прошлогоднем сезоне Санкт-Петербург не входил даже в первую десятку городов для летнего отдыха - сегодня город на Неве занимает второе место.
- В этом сезоне в девять раз увеличились бронирования жилья во Владивосток и Иркутскую область (на озеро Байкал). На Дальний Восток и в Сибирь едут в основном жители Москвы и Московской области (примерно 30 процентов), - сообщили в пресс-службе Tvil.
Похожие данные - и у сервиса для планирования путешествий OneTwoTrip. По их данным, доля перелетов жителей Москвы в Петропавловск-Камчатский достигала 54,8 процента, на Байкал - 45,7 процента.
Как следствие, туристы, которые не подготовились и не забронировали жилье заранее, платили дважды и жили не там, где хотели, а там, где нашли. Такие спонтанные действия отдыхающих так или иначе оказали влияние на глубину бронирования.
- Раньше основная масса бронирования номеров осуществлялась за два месяца, сейчас принятие решений откладывается и люди бронируют номера за две недели до поездки, максимум за месяц, - поясняет Александр Тертычный.
Турист одичал
Несмотря на необходимость планирования и своевременного бронирования жилья, туристы стали более самостоятельными и все меньше готовы переплачивать.
- Путешественники скорректировали подход к организации поездок и стали более гибкими и спонтанными. Среди туристических трендов также можно отметить растущее число "цифровых кочевников". Работающие удаленно предприниматели и фрилансеры все чаще выбирают длительное проживание в курортных городах, - поясняет Антон Рубас, представитель финтех-компании ЮMoney.
Согласно данным туроператора "Территория Байкал", почти 79 процентов туристов предпочитают путешествовать индивидуально, то есть в одиночку или с семьей, знакомыми.
- Стремление ехать индивидуально, то есть заказывать разработку тура под свой уникальный запрос, связываю с еще одними данными проведенного нами опроса. Четверть респондентов опасаются, что в путешествии окажутся люди иных политических взглядов. В сборной группе этот риск особенно велик, и, как видно, туристы не хотят конфликтов, стремясь именно к отдыху и расслаблению, - поясняет гендиректор компании Даниил Марышкин.
В 2022-м пользоваться услугами туроператоров планируют меньше 30 процентов туристов. Этот год стал показательным - спрос на краткосрочную аренду жилья за первые два месяца лета вырос почти на 51 процент, уточняет Артем Кромочкин, руководитель направления краткосрочной аренды "Авито Недвижимости".
В среднем в этом сезоне россияне тратили на аренду жилья в поездке 12 000 рублей и снимали на трое суток, дополняет Юрий Кузнецов, основатель сервиса онлайн-бронирования "Суточно.ру".
Услуг будет больше
Нужно понимать, говорят эксперты, что ситуация на внутреннем рынке так или иначе меняется. Появляется все больше предложений, и здесь главную роль играют небольшие компании и предприниматели, которые знают, как увлечь туристов с разной толщиной кошелька. Уже сейчас разнообразие услуг подчеркивают две новые категории средств размещения - глэмпинга и модульные - быстровозводимые, относительно дешевые в строительстве, но качественные - гостиницы, поясняет Александр Марфин, директор по стратегии DUGA Real Estate Branding. В 2022 году по программе поддержки бизнеса на создание быстровозводимых отелей по модульным современным технологиям планируется построить 2,5 тысячи номеров в 19 регионах.
Глэмпинг - разновидность кемпинга, позволяющая отдыхать на природе, как в юртах и шалашах на деревьях, - набирает популярность, как и экотуризм: согласно прогнозам Ростуризма, за весь летний сезон в России число отдыхающих составит не менее 31 миллиона человек - эта цифра на 20 процентов больше прошлогодних показателей.
Большую популярность приобретают круизы - есть запрос на все виды судов: яхты, теплоходы, скоростные катера. Набирают популярность также сапборды.
Сергей Петров, CEO сети глэмпингов "Под небом":
- Тренд этого и, возможно, следующего года заключается в поиске морезаменителей в каждой конкретной области нашей страны, в которой в принципе эти возможности могут быть. Безусловно, никакие пресные водоемы не заменят рекреационных возможностей морского побережья, но в текущих условиях, когда до морского побережья и добраться тяжело и есть ряд других ограничений, необходимо сосредоточиться на организации альтернатив на местах. Чтобы появились обустроенные пляжи на берегах водохранилищ и качественная инфраструктура, чтобы она была современной.
Мария Гончаренко, исполнительный директор Bronevik.com:
- Хорошей рекламой внутреннего туризма стало сарафанное радио, социальные сети, которые распространяют интересный контент, стимулирующий к принятию решений о путешествиях. Явное тому доказательство - такие направления, как Дагестан, Карачаево-Черкессия, Алтай, Байкал.
Олег Безродный, президент НКО "Рустайм":
- Какие бы итоги сезонного туристического кешбэка по стране ни подводились, очевидно одно - программу туристического кешбэка необходимо подстраивать под регионы исходя из географических, экологических, и сезонных особенностей.