В ночь на 24 августа в Николаевском районе резко ухудшилась погода. Впрочем, дождь, сильный ветер и шторм в море не должны были стать сюрпризом. Накануне специалисты Дальневосточного УГМС озвучили неблагоприятный прогноз, а Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю проинформировало об опасности главу района и руководителей местных предприятий. Но к предупреждению, видимо, прислушались не все. "В районе острова Байдукова при волнении моря от тягача сорвало сцепленные друг с другом две баржи. Их стало относить южнее в сторону острова Сахалин. По предварительным данным, на них могут находиться 64 человека", - такую информацию сначала дали спасатели.
К месту ЧП отправились два буксира - "Восток" из Николаевска-на-Амуре и "Витязь" из поселка Де-Кастри. Дежурный капитан Морского координационно-спасательного центра сообщил о случившемся всем находящимся поблизости судам. А спасатели подготовили два вертолета Ми-8. Первая винтокрылая машина вылетела, как только наладилась погода. Воздушному судну понадобилось более четырех часов, чтобы добраться в район поиска. И тут выяснилось, что унесенных в море барж оказалось больше.
Как сообщила корреспонденту "РГ" главный специалист отдела по связям со СМИ администрации Николаевского района Евгения Вайзерова, ветер унес от берега плавучие заводы рыбоперерабатывающих компаний "Спутник-ДВ" и "Босантур-2": "У "Спутника-ДВ" была связка. В ней находились баржи "Мули-2" и "Горнячка" и катер "Эрик". Одно из судов оторвалось, но людей там не было. На двух остальных находились 54 человека. Еще у компании был катамаран с 12 рыбаками. "Босантуру-2" тоже принадлежит связка из двух барж. На одной из них рыбоперерабатывающий цех, а на другой несколько тонн готовой продукции".
Баржи "Босантура" и катамаран прибило к острову Сахалин в районе залива Ныйде. "Люди уже находятся на суше, их жизни ничто не угрожает, - сообщил замначальника краевого ГУ МЧС Алексей Яковлев. - Есть запас продуктов питания и палатки. Помощь в срочной эвакуации не требуется".
Как стало известно "РГ", владелец предприятия сегодня самостоятельно отбуксирует баржи и вывезет людей.
Судам "Спутника-ДВ" повезло меньше. Оттуда экипаж пришлось эвакуировать вертолетом. Воздушное судно зависало на максимально низкой высоте без посадки, и людей одного за другим поднимали на борт с помощью спусковых устройств. Первую группу из 16 человек привезли в поселок Озерпах и разместили в клубе.
- Их встретила глава поселка, - отметила Евгения Вайзерова. - Это были в основном женщины. Потому что в рыбообработке чаще женщины работают.
К слову, сейчас работа плавучих заводов востребована особенно.
- В этом году очень большой объем переработки, - говорит помощник президента краевой Ассоциации предприятий рыбной отрасли Вера Гуль. - Береговых мощностей не хватает, привлекают судовые.
Вечером людей из Озерпаха забрала машина и отвезла в село Чныррах. Там они смогли переночевать в общежитии.
Спасательный вертолет тем временем дозаправился в Николаевске-на-Амуре и направился за следующей группой рыбопереработчиков.
Можно сказать, что история закончилась хорошо. Впрочем, исход мог быть и менее благоприятным. Ведь главной причиной ЧП, с большой вероятностью, стало элементарное несоблюдение правил безопасности.
- Или неправильно якоря стояли, или неправильно были сцеплены суда, - комментирует ситуацию президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Хабаровского края и Амурского бассейна Александр Поздняков.
Начальник администрации морских портов Охотского моря и Татарского пролива Николай Татаринов тоже считает, что случившегося можно было избежать. Ведь о шторме предупреждали заранее.
- Кто-то заблаговременно позаботился о безопасности при приближающейся непогоде, а кто-то нет. Из личного опыта могу сказать, что, если судно понесло, значит, оно не там встало или погода не оправдалась и была хуже прогноза, - говорит Татаринов. - В таких ситуациях капитан должен принимать решение о поиске места убежища или штормоваться - вставать против волны, если позволяет судно.
Транспортная прокуратура Николаевска-на-Амуре, кстати, уже организовала проверку по факту происшествия. Сотрудники надзорного ведомства выяснят, как судовладельцы соблюдали требования закона о безопасности мореплавания, а также дадут оценку действиям должностных лиц контролирующих органов и своевременности проведения спасательной операции, отметили в ведомстве.
В МЧС России привели точные данные по минутам о том, как начиналась спасательная операция.
"В 23.40 (мск) 23 августа в Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Хабаровскому краю поступила информация о том, что в Николаевском районе в районе о. Байдукова во время якорной стоянки в результате волнения в море тягач с двумя рыболовецкими баржами, сцепленными между собой, сорвало с якорей. Их начало относить в сторону острова Сахалин.
В 8.27 (мск) 24 августа вертолет Ми-8 МЧС России прибыл в Николаевский район, где дрейфуют баржи с тягачом. С помощью спускового устройства члены экипажа рыболовецких судов спасателями поднимаются на борт воздушного судна. Первых 15 человек уже подняли на борт", - такими были первые сообщения МЧС.
Позднее выяснилось, что дрейфуют не 2, а 4 баржи с тягачами. Две из них находятся на севере Амурского лимана (ближе к Сахалинскому заливу), другие две находятся южнее в Амурском лимане у берегов Сахалина.
Всего на них, по данным МЧС, находилось около 124 человек. В район поисково-спасательных работ направили два буксира - из Николаевска-на-Амуре и из поселка Де-Кастри.
"Для реагирования на происшествие было организовано межведомственное взаимодействие. Дежурным капитаном Морского координационно-спасательного центра были оповещены все суда в данном районе.
Кроме этого, в готовности находится еще один вертолет авиацентра по поиску и спасению людей Росавиации в Николаевске-на-Амуре со спасателями на борту", - передали в МЧС перед тем, как люди с дрейфующей баржи были спасены.
Подготовил Тимофей Борисов