В поправках предусмотрено введение повышающих коэффициентов при расчетах за газ для тех, кто должен был, но не поставил прибор учета, а также тех, кто попытался скрутить показания счетчика.
Изменения должны укрепить платежную дисциплину и повысить безопасность газоснабжения, говорится в сопроводительных документах к проекту. Уточняется порядок проведения проверок газифицированного жилья, предусматривается информирование поставщиком абонента о приближении срока проведения поверки счетчика, о наличии у него задолженности, о проведении проверки показаний прибора учета, сохранности пломб.
Предполагается, что изменения вступят в силу с марта 2023 года и будут действовать шесть лет.
Основная цель проектируемых изменений - ужесточение борьбы с незаконным потреблением газа, говорит эксперт Народного фронта Павел Склянчук.
"Выявление случаев использования магнитов, врезок и прочего вмешательства в газопроводную сеть повлечет перерасчет объемов потребления по максимуму - как будто человек использовал газ на максимальную мощность 24 часа в сутки. Если прибор учета будет выведен из строя, что будет выявлено во время проверки, а собственник об этом не сообщил, то газовщики также пересчитают показания по нормативу потребления", - говорит Склянчук.
Контроль газового оборудования и поверка счетчиков являются важными мерами не только регулировки потребления, но и безопасности, говорит первый вице-президент "ОПОРЫ России" Павел Сигал. Значительная часть помещений еще не оснащена приборами учета газа. Однако тарификация по счетчикам в конечном итоге оказывается более выгодной для потребителей, отмечает он.
Проект касается двух важных вопросов, поясняет председатель правления МОО "Гильдия инженеров газового оборудования" Станислав Митюшин. Во-первых, появится возможность осуществлять поставку газа абонентам, которые находятся в стадии согласования и подписания договора поставки газа, без дополнительных санкций к абоненту. Наиболее вероятно, что на фоне текущей массовой газификации задержки в заключении договоров поставки отнюдь не являются виной абонентов, говорит он.
Второй круг вопросов связан с формализацией процессов учета потребленного газа. Не секрет, что несмотря на многолетние попытки заставить абонентов устанавливать индивидуальные счетчики, этот процесс так и не носит массовый характер, так как требует от жителей расходов на приобретение и установку счетчика (от 5-6 тысяч до 30 тысяч рублей и выше), отмечает Митюшин. Закон делит абонентов на тех, у кого потребление менее двух кубометров газа в час (например, это квартиры с газовой плитой), и на тех, у кого больше (это может быть квартира с плитой и газовой колонкой или частный дом). Постановление направлено на то, чтобы абонентов с потреблением свыше двух кубометров фактически принудить к установке прибора учета либо они должны будут обосновать техническую невозможность установки, говорит Митюшин. В противном случае платежи будут в дальнейшем выставляться с повышающим коэффициентом 1,5. Подобные подходы, учитывая множественность абонентов, подпадающих под данные требования, приведут как минимум к росту расходов граждан. Кроме того, это потребует дополнительных субсидий со стороны органов соцзащиты для малообеспеченных, отмечает эксперт.
Также постановление дает слишком большие полномочия поставщику газа, считает Митюшин: фактически позволяет ему единолично делать выводы о неисправности прибора учета, возложении на абонента санкций в виде перерасчета за уже прошедшие периоды вплоть до применения повышающего коэффициента 10 (то есть в десять раз больше). Такой подход приведет к существенному росту споров между абонентами и поставщиками, считает он.
Некоторые моменты в проекте документа спорны, считает и Склянчук. Есть риски, например, в том, что подтверждать факт вмешательства в газопроводную сеть, недопуска при проверках оборудования смогут не только органы власти в лице жилинспекций, но и представители управляющих компаний. "Такой "драконовский подход" свойственен только газовщикам. Отчасти это связано с повышенной опасностью использования газа в быту, с другой стороны, проблема в том, что регуляторная политика прописывается на уровне подзаконных актов, а не в Жилищном кодексе", - отмечает он.