25.08.2022 18:30
Авто

Как страховые мошенники повышают стоимость полисов ОСАГО

Текст:  Баршев Владимир
Российская газета - Столичный выпуск: №190 (8838)
Приморский край стал лидером по количеству возбужденных уголовных дел по страховому мошенничеству в ОСАГО. Это стало возможным благодаря взаимодействию страховщиков и местных правоохранительных органов. В результате, если в прошлом году регион занимал первое место по мошенничеству, то сейчас ушел аж на седьмую строчку этого печального рейтинга. Если дело так пойдет и дальше, то жителям Приморья стоит ожидать снижения стоимости полисов ОСАГО. Ведь именно действия мошенников толкают цену вверх.
Во Владивостоке пятая часть автовладельцев вообще предпочитает не покупать полис ОСАГО. / Михаил Синицын/ РГ
Читать на сайте RG.RU

Как рассказал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов, ситуация в регионе еще остается нерадужной, но она уже пошла на поправку.

Частота страховых случаев здесь составляет 7,7, в то время как в среднем по России 5,1. Средний убыток здесь также выше, чем в среднем по стране: 92,5 тысячи рублей против 71,5 тысячи. Но это объясняется еще и тем, что 80 процентов транспорта региона - праворульные машины. А стоимость новых запчастей на них гораздо выше, чем на аналогичные для машины с левым рулем.

И именно это используется мошенниками юристами и аварийными комиссарами. Одна из схем проста и стара. После того, как случилось ДТП, на место приезжают либо те, либо другие, заключают договор об уступке права требования, выплачивая какие-то незначительные деньги, а далее именно эти люди начинают требовать денег со страховщика. Причем в гораздо большем размере. Из-за дефицита запчастей, а также их огромной стоимости, если ставить новые детали, сумма выходит немаленькая. Но и автоюристам, и аварийным комиссарам невыгодно решать вопрос возмещения ущерба полюбовно, поскольку по суду они получат больше. В итоге разница между реальным ущербом и назначенными судебными выплатами более чем в три раза.

Страховщики научились вычислять и доказывать мошенничество, когда авария фальсифицирована. Якобы где-то столкнулись две машины, владельцы оформили европротокол, получили выплаты деньгами. Но при этом аварии не было вообще.

Страховщики начинают готовиться к цифровому оформлению ДТП

Тогда мошенники стали пользоваться другими методами. Аварии происходят реальные. Но по договоренности друг с другом или даже с третьими лицами - подставные ДТП. И тут срока, отпущенного на решение вопросов по выплатам, - 20 дней - недостаточно для сбора доказательной базы о том, что это было подставное ДТП.

К тому же до недавнего времени у страховщиков не было возможности получать административные материалы по делу о ДТП. В Госавтоинспекции им отказывали на том основании, что в делах фигурируют личные данные. Но у страховщиков все эти личные данные и так есть.

Сейчас благодаря созданной в регионе оперативной группе, которую курирует представитель МВД, эти вопросы легко решаются.

Кроме того, страховщики просили предоставить им доступ к фотовидеофиксации, чтобы оценивать реальность того или иного ДТП. Сейчас идет тестирование этого взаимодействия, страховщики начали подключаться к камерам.

Если сравнить число зарегистрированных автомобилей и количество проданных полисов - разница составит 40 процентов

Такая совместная работа дала свой результат. Если в 2021 году количество возбужденных уголовных дел по мошенничеству по заявлениям страховщиков не превышало 7 процентов, то во втором квартале этого года количество возбужденных дел составило 74 процента, поставив абсолютный рекорд по России. В среднем у нас только по 20 заявлениям страховщиков заводится уголовное дело. Такой подход заставляет мошенников уходить из регионов, где за них всерьез взялись.

Россияне начали массово покупать машины по частному ввозу. Это дешевле, чем у дилеров

И это хорошая новость для добропорядочных автовладельцев. Ведь чем выше убыточность по ОСАГО для страховщиков, тем дороже полис. Большая часть договоров, заключенных в Приморье, отправляется на перестрахование. А туда можно отправлять только договоры с максимальной тарифной ставкой.

Так, в июле было заключено более 47 тысяч договоров ОСАГО. Из них в перестрахование ушло более 31,6 тысячи. То есть все эти полисы были проданы по максимальной стоимости.

Поэтому, по сути, порядочным автовладельцам приходится переплачивать за полисы из-за того, что на территории края активно работают мошенники.

Впрочем, есть еще одна проблема. Не все хотят переплачивать. Многие предпочитают просто не покупать ОСАГО. Если сравнить число зарегистрированных автомобилей и количество проданных полисов - разница составит 40 процентов. Очевидно, что не все зарегистрированные машины ездят. Однако по экспертным оценкам в Приморье передвигается около 20 процентов незастрахованных машин. Но местная ГИБДД обещала усилить контроль за такими автомобилями.

Aurus Senat на водороде оценили в 36 млн рублей? В НАМИ все объяснили
Страхование