Петербургская презентация символична - Пермь связана с городом на Неве многочисленными историческими и творческих связями, а сам театр оперы и балета в юбилейный год планирует вернуться в Петербург, и не раз.
Поводов для новых встреч немало - Пермский оперный давно чувствует себя равноправным в ряду ведущих столичных театров, и его планы на следующий сезон впечатляют размахом. Молодая команда (кажется, беспрецедентно молодая среди музыкальных театров России), планируя свой второй сезон, обошлась без стенаний о нынешних ограничениях. Причем программа не выглядит компромиссной. Она так же сфокусирована на идеях, заявленных еще перед прошлым сезоном: равновесие традиций и новаторства, сбалансированности и разнообразия, как определил главную идею программный директор театра Дмитрий Ренанский.
В следующем сезоне у пермяков будет пять премьер - три оперные и две балетные. Хотя точнее здесь европейское понятие программ. Первая новинка сезона включает, например, сразу три мировые премьеры - одноактные балеты Максима Севагина, Вячеслава Самодурова и Антона Пимонова (21 октября). Это трио самых активных и бодрых российских хореографов модернизирует классический балет и работает "в пуантовой технике" (и по совместительству возглавляющих три ведущие отечественные труппы - московского Театра Станиславского и Немировича-Данченко, "Урал Опера Балета" и Перми).
Из них только молодой Севагин выбрал для постановки проверенную музыку - инструментальные концерты Вивальди. Самодуров и Пимонов вступили в альянс с композиторами-ровесниками - Владимиром Ранневым и Антоном Светличным, которые создали партитуры специально для Перми.
Контраст с первой балетной премьерой сезона составляет "Раймонда" (выпуск в июне). Шедевр-завещание Петипа решительно требует в последнее время внимания - после исторической постановки Сергея Вихарева в Ла Скале его недавно переосмыслили в Английском национальном балете (действие перенесли из средневекового Прованса на театр Крымской войны) и в Национальном балете Нидерландов (там средневековая графиня превратилась в феминистку). В Перми обещают сохранить классический первоисточник, но попытаться найти его новое звучание. Тем более что мизерная местная сцена не очень приспособлена для имперского размаха Петипа, и сценограф Альона Пикалова (мастерица екатеринбургской "Пахиты" и красноярской "Катарины") призвана найти новое пространственное решение спектакля.
Предсказуемый ажиотаж ожидается в апреле на "Летучем голландце" - и не только потому что это первый Вагнер в современной истории пермской оперы. Спектакль выпускают режиссер Константин Богомолов, дирижер Филипп Чижевский и художник Лариса Ломакина - команда, уже проверенная на постановке "Кармен". Закроет сезон в июле вердиевский "Бал-маскарад", который доверили режиссеру Роману Феодори (дирижер - Мигран Агаджанян). Перед этим он выпустит "Трубадура" на Исторической сцене Большого театра, куда получил приглашение после дебютной "Линды ди Шамуни" на Камерной. Для зрителя это возможность оказаться свидетелем старта грандиозной режиссерской оперной карьеры.
Репертуарными хитами опера не ограничится. Для дебюта Евгении Сафоновой, известной постановками в БДТ, был выбран "Замок герцога Синяя Борода" Белы Бартока (18 ноября). Чтобы превратить одноактную оперу в полновечернюю, композитору Валерию Воронову пермяки заказали пролог и эпилог. Музыкальное руководство этой сложной конструкцией поручено петербуржцу Федору Ледневу, которого хорошо знают в городе благодаря сотрудничеству с Теодором Курентзисом. Но в качестве постановщика он приедет туда впервые. В этом театре умеют связывать прошлое и будущее.