Автомобили-двойники стали массово появляться на дорогах тогда, когда регионы начали развивать систему фотовидеофиксации нарушений. Просто подделать регистрационный знак - это не проблема. Главное - подобрать машину под номер на этом знаке так, чтобы и марка, и модель, и цвет соответствовали реальному автомобилю. Тогда ни у одного правоохранителя не возникнет подозрений, что к ответственности привлечен именно собственник этой машины. Но вот беда. У собственников на такие штрафы возникли серьезные возражения. А у кого бы они не возникли? Если тщательно изучить постановление, то выяснится, что в этот момент реальный собственник был в офисе, на даче, дома, но отнюдь не там, где указанно в документе.
Очевидно, что это надо обжаловать. Но возникает проблема: надо доказать, что в этот момент реальный автомобиль с таким номером был в другом месте. Либо доказать, что на снимке не тот автомобиль, хотя номер тот же. Если допустить, что постановление о штрафе приходит спустя месяц после его вынесения, то шансы на поиск таких доказательств резко сокращаются.
Именно с такой ситуацией столкнулась жительница Московской области. В августе 2021 года она начала регулярно получать штрафы за превышение скорости в Ленинградской и Новгородской областях, но все это время она находилась по месту жительства и в другие регионы не выезжала. Однако все ее жалобы суды двух инстанций оставили без удовлетворения. Кроме того суд первой инстанции указал, что гражданка не обращалась в центр автоматизированной фиксации административных правонарушений ГИБДД с заявлением об "автомобиле-двойнике".
Между тем автовладелица указывала, что повреждения ее автомобиля не соответствуют внешнему виду машины на фотографии, сделанной устройством видеонаблюдения. К жалобе она приложила решение районного суда по аналогичному административному правонарушению, которым к ответственности привлечен "автомобиль-двойник", нарушивший правила дорожного движения в сентябре 2021 года, в то время как принадлежащий ей автомобиль находился на территории другой области.
Суды первой и второй инстанций это все проигнорировали. И только Третий кассационный суд отменил их решения и возвратил материалы дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Да, с машинами-двойниками бороться сложно. Главная проблема - найти доказательства того, что автомобиль, который принадлежит законному собственнику, в момент совершения нарушения "двойником" находился в другом месте.
Как сообщили корреспонденту "РГ" в Госавтоинспекции, на уровне региона это несложно проверить, если функционирует система "Паутина". Там видно все. Какой автомобиль откуда выезжал и где проехал. В частности, в Москве двойников вылавливают быстро. Появились два автомобиля с одинаковыми номерами, моментально их вычислили в потоке, остановили и проверили. Если попался реальный собственник машины, ему предложат несколько дней на машине не выезжать, чтобы отловить его двойника. И все это делается. Но только в пределах границы одного региона. Сейчас готовится новое программное обеспечение, которое позволит синхронизировать видеонаблюдение разных регионов и вычислять такие машины-двойники по всей стране.
Однако это дело небыстрое. И сейчас есть только один способ избежать наказания за другого парня. Обжаловать полученный штраф. Но при этом потребуется доказать, что машина на фотографии отличается от оригинала. Либо, что машина вообще была в другом месте. Кстати, последнее могут установить и сотрудники ГИБДД. Но суд об этом должен их запросить.