30.08.2022 15:56
Экономика

Как бондовые склады позволяют сэкономить на доставке товаров

Текст:  Алексей Стригин (СЗФО)
Российская газета - Экономика Северо-Запада: №192 (8840)
Бондовые склады позволят увеличить долю присутствия китайского бизнеса в РФ - к такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании Knight Frank Russia, сравнившие рынки складской недвижимости двух стран.
Читать на сайте RG.RU

Как ни парадоксально, но наша страна больше обеспечена качественными складскими помещениями, чем Поднебесная. Если в России их порядка 35 процентов, то в Китае - не более семи. Этот факт не мешает электронной торговле активно развиваться, используя под свои нужды бывшие промышленные объекты, в целом не подходящие под современные требования к хранению и распределению товаров. По различным оценкам, до 86 процентов всего объема трансграничной электронной торговли Китая проходит через зарубежные склады, подсчитали в Knight Frank. Доля нашей страны в электронной торговле Китая составляет пока 11,3 процента.

- Китаем стимулируется развитие зарубежных складов за пределами страны для увеличения товарооборота в сфере международной электронной торговли. Поскольку Поднебесная является одним из основных партнеров России в сфере электронной торговли, мы можем ожидать, что в условиях изменения логистических цепочек китайские компании начнут рассматривать увеличение складских мощностей и на российском рынке, - комментирует Ольга Широкова, региональный директор департамента консалтинга и аналитики Knight Frank Russia.

Впрочем, не только предприниматели с родины "АлиЭкспресса" могут заинтересоваться подобными перспективами. По сути, бондовый (таможенный) склад - это особая экономическая зона. В отличие от склада временного хранения бондовый может работать как таможенный фулфилмент (полный цикл операций от заказа покупателем до его получения).

- Таким образом, получится сэкономить на доставке за счет транспортировки сразу большой партии товаров, а не отдельных посылок, - поясняет Андрей Побежимов, руководитель службы международной логистики и внешнеэкономической деятельности СДЭК.

Зарубежные бренды неохотно покидают российский рынок

Привезти большую партию сегодня выгодно как никогда - цены на ввозимые товары увеличились в разы из-за удорожания логистики и размера пошлин, которая может доходить до 50 процентов от стоимости этой продукции, уточняет Татьяна Ваганова, эксперт департамента Supply Chain Planning ГК "КОРУС Консалтинг".

Одним из основных преимуществ "бондов" для продавца называют возможность не платить налоги и таможенные платежи на ввезенный товар до момента его реализации.

- То, что не продалось, легко отправить назад. Для таких складов устанавливают отдельные таможенные пошлины и применяют их к товару поштучно, - уточняет юрист Алексей Иглин, член Российской ассоциации международного права.

Выгода же в создании бондового склада есть не только у крупных ретейлеров, но и у производственных площадок.

- На бондовых складах возможна более крупная сборка, в том числе модификация товара с изменением его качественных характеристик, при этом таможенный склад позволяет осуществлять только мелкие сборочные операции, а также маркировку, стикеровку, переупаковку и техническое обслуживание, - уточняет Анна Фомичева, сооснователь мультисервисной платформы для бизнеса Digital VED.

Главное же преимущество таких складов для покупателя - сокращение сроков доставки, что особенно ценно при получении посылок из Азии. Если сегодня доставку посылки из Китая, условно говоря, можно ожидать 20-30 дней, то размещение товаров на бондовом складе сократит это время до трех-четырех дней.

Доставляя товары на бондовые склады, бизнес соблюдает все ограничения и сокращает логистические издержки

- Если мы сможем предоставить своим клиентам возможность получить посылку с заказанным товаром за меньшие деньги и быстрее, то, естественно, это вызовет дополнительный рост объемов доставки и продаж. Бондовые склады смогут снизить зависимость и ощутимый дефицит из-за ухода с российского рынка иностранных ретейлеров, - анализирует Побежимов.

Однако именно здесь и главная проблема проекта - бондовые склады уже назвали "убийцами российского ретейла".

- Развитие бондовых складов, в созданных для них тепличных условиях, может поставить сферу розничных магазинов и торговых комплексов на грань коллапса, - прогнозирует Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров России, Беларуси и Казахстана. - Главное в этом деле "не выплеснуть с водой ребенка" и сохранить отечественных производителей, розничных ретейлеров и торговые центры. Для этого необходимо мониторить изменения экономических показателей этих отраслей и вовремя скорректировать условия "бондового эксперимента".

Фактически открытие бондовых складов с их определенными преимуществами для зарубежных ретейлеров - это, по сути, обычная почти забытая рыночная конкуренция, когда потребитель может выбирать в зависимости от стоимости, своих пожеланий и потребностей.

- Что действительно можно сделать в ходе открытия бондовых складов, так это рассмотреть возможность введения налога с продаж для иностранных селлеров через институт налоговых агентов. Благодаря этому можно будет вести учет и исчисление налогооблагаемой прибыли с продаж нерезидентом на территории РФ, - предлагает Андрей Побежимов.

Таким образом, можно и упростить движение товаров в адрес физических лиц, и пополнять бюджет налоговыми доходами за счет иностранных интернет-магазинов.

Тем временем

Разговоры об открытии бондовых складов в России идут уже несколько лет. В середине 2020 года "Почта России" выступила с предложением открыть в стране бондовые склады. В ноябре 2021 года соответствующий законопроект был внесен в Госдуму РФ. В соответствии с распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 года государствам - членам ЕАЭС было предложено провести эксперимент по открытию бондовых складов.

В настоящий момент идет формирование нормативной базы для запуска проекта.

Прямая речь

Алексей Мисаилов, директор по развитию бизнеса FM Logistic в России:

- Сегодня многие импортеры используют транзитные страны, например Турцию, для того, чтобы в европейских экспортных документах грузополучателем была компания - нерезидент РФ. Дополнительная логистическая нагрузка - увеличение по километражу более чем в два раза, и как результат - увеличение сроков и стоимости поставок. Используя решение через доставку товаров на бондовые склады, бизнес, с одной стороны, соблюдает все запреты и ограничения, в том числе европейские, а с другой - существенно сокращает логистические издержки.

Санкт-Петербург ВЭД