По словам генерального директора ассоциации "Российское лифтовое объединение" Петра Харламова, цены за этот год на лифты и лифтовое оборудование увеличились на 30 процентов, а за весь прошлый год всего на 20 процентов, и тогда это было связано с растущими ценами на металл. В 2022 году с отечественного рынка ушли крупные европейские и американские производители. Эксперты утверждают, что иностранные компании закрывали примерно десятую часть потребности российского ЖКХ. Но они в программе замены лифтов в многоэтажках не участвовали, импортные лифты ставили в коммерческие здания высокой этажности и повышенной комфортности. К сожалению, выросла стоимость и отечественной продукции. Дело не только в цене на металл. Микроэлектронику, некоторые важные узлы делают зачастую не в России. Можно, конечно, закупать их через посредников, но проблемы логистики только поднимут цены.
Сейчас в стране работают более 20 заводов, выпускающих лифты. Пять крупнейших занимают более 55 процентов этого рынка. В целом мощности всех наших предприятий позволяют изготовить около 55 тысяч подъемников в год. Занять освободившиеся места российским производителям будет нелегко, так как на рынок рвутся китайские и турецкие компании. Их предложения сейчас изучают девелоперы. Зарубежные фирмы готовы поставлять и микроэлектронику, и комплектующие. Одним словом, выбрать будет из чего. Были бы деньги.
А менять старые лифты необходимо, как бы ни складывались обстоятельства. От состояния этого оборудования нередко зависит здоровье и даже жизнь людей. У многих еще в памяти трагедия, которая произошла в 2018 году в одном из спальных районов крымской столицы. Из-за неисправного лифта погибла молодая женщина с ребенком. Подъемник прослужил более 25 лет, из эксплуатации его должны были вывести за год до ЧП. Однако в плане капитального ремонта этой, как и соседних девятиэтажек, замена лифта намечалась только на 2032 год. К слову, региональный Фонд капитального ремонта собственными силами в течение года проводит замену от 40 до 50 лифтовых механизмов в разных городах полуострова. В 2018 году в Крыму из 7 000 подъемников в многоэтажках 2 300 нуждались в замене. Было понятно, что плановыми мерами ее не решить, ведь за 23 года в составе Украины на полуострове не было заменено ни одного лифта в домах советской постройки.
В том же году правительство Крыма обратилось в кабинет министров РФ с просьбой выделить три миллиарда рублей на покупку двух тысяч новых лифтов. В кабмине готовы были профинансировать закупку, однако выяснилось, что отечественные заводы не в состоянии за год произвести такое количество оборудования для одного региона. В 2019-2020 годах на замену 900 лифтов Крыму выделили 1,5 миллиарда рублей из федерального бюджета. В апреле нынешнего года глава правительства РФ Михаил Мишустин сообщил, что Крым получит почти четыре миллиарда рублей на благоустройство общественных территорий и капремонт многоквартирного жилого фонда.
- Направим свыше двух миллиардов рублей на капитальный ремонт более 280 многоквартирных домов в Крыму, в том числе на замену лифтов, - уточнил Мишустин.
Глава республики Сергей Аксенов пояснил:
- Будет заменено в Симферополе 227 лифтов, отслуживших уже свыше 30 лет. Деньги на это выделены, поэтому все работы будут проведены. В Крыму в этом году мы заменим около 500 лифтов.
По словам Аксенова, чтобы полностью решить проблему изношенных лифтов на полуострове, потребуется еще около двух лет.
В Севастополе ситуация с лифтовым хозяйством стала исправляться после 2014 года благодаря помощи из федерального бюджета и правительства Москвы. К этому времени доля старых лифтов превышала 70 процентов. Жителей многоэтажек перевозили подъемники, установленные в 1970-80-х годах. В августе 2014 года в девятиэтажке рухнул лифт, погибла женщина. Позже семья отсудила два миллиона рублей у управляющей компании и организации, которая занималась техобслуживанием.
Денег, которые собственники помещений МКД собирали на капитальный ремонт, на лифты не хватало, и власти региона стали искать другие источники. Уже в 2015-2016 годах в Севастополе заменили первые 113 лифтов на сумму 193 миллиона рублей за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ России. В 2017-м на замену 108 лифтов выделили 200 миллионов рублей из городского бюджета. В конце 2018 года Севастополь заключил соглашение о сотрудничестве с правительством Москвы и в 2019-2021 годах по этому соглашению получил 790 миллионов рублей на замену 303 лифтов. В этом году планируют обновить еще 79 на сумму 323 миллиона рублей, сообщили "РГ" в департаменте городского хозяйства Севастополя.
Всего в многоэтажках Севастополя более 1 600 лифтов, в общей сложности за семь лет заменили около 550 подъемников. В городе остаются 283 лифта с истекшим сроком эксплуатации.
Довольно остро стоит эта проблема и в Астрахани. Все упирается в материальный фактор. Работы осуществляют на деньги Фонда капитального ремонта многоквартирных домов области (или как вариант они могут поступать на специальные счета, но это все равно ежемесячные отчисления собственников).
В этом году минимальный взнос на капремонт при наличии лифта составляет 10 рублей с одного квадратного метра (без подъемника - 8,5 рубля). А собираемость взносов в регионе заметно ниже, чем в среднем по стране. Если в России этот показатель составляет 95 процентов, то в Астраханской области по итогам 2021 года - лишь 88, а годом ранее и вовсе 81 процент. Пенсионеры могут получить компенсацию взносов на капремонт. Если жителю дома исполнилось 70 лет, ему вернут половину расходов, если 80, компенсируют сумму целиком.
По данным регионального министерства строительства и ЖКХ, нормативный срок эксплуатации лифта - 25 лет. Он уже истек у 1 415 подъемников в 357 многоэтажках. Но сроки эксплуатации можно продлевать на три года при подтверждении экспертных организаций. В этом году должны заменить 92 лифта, на что из областного бюджета выделено 340 миллионов рублей. Цены на оборудование все время растут, что не способствует ускорению замены. Стоимость одного подъемника составляет 2,9 миллиона рублей. В прошлом году он стоил 2,6 миллиона. В качестве возможного поставщика региональные власти рассматривают завод в Могилеве.
В Волгоградской области задача решается более успешно. Всерьез взялись за нее в прошлом году, когда в 282 высотных домах самых крупных муниципалитетов региона установили 1 050 подъемников - больше, чем за предыдущие четыре года.
План на этот год - 1 277 лифтов. Больше половины уже смонтировали, работы прошли в 222 зданиях. По информации регионального Фонда капремонта, 601 кабину установили в 163 многоэтажках Волгограда, 141 лифт заменили в 50 зданиях Волжского, 44 единицы оборудования - в девяти домах Камышина. До конца 2024 года в области заменят все отслужившие подъемники.
На Дону эту работу ведут последовательно несколько лет подряд. В министерстве ЖКХ области сообщили, что в этом году запланирована замена 128 лифтов в 51 многоквартирном доме, где средства жильцов на капитальный ремонт копятся на счете регионального оператора. Как подчеркнули в ведомстве, региональный оператор не осуществляет закупку подъемников, их стоимость и модель определяются проектировщиком. Цены выросли, поэтому стоимость работ станет ясна после того, как будет готова проектно-сметная документация. Всего же до 2025 года в Ростовской области планируют заменить порядка 2 000 лифтов.
Между тем
Недавно Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), обратилась с письмом в правительство, попросив помочь товариществам собственников жилья, собирающим средства на капремонт на спецсчетах, с заменой лифтов. ТСЖ не могут воспользоваться даже средствами региональных фондов капремонта для проведения этих работ, указывают в АКОН. Жителям таких домов, без учета роста цен, необходимо копить на новый лифт в среднем 13 лет. "Это приведет к тому, что в использовании будет находиться требующее замены лифтовое оборудование, эксплуатация которого несет угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в многоквартирном доме", - отметил президент АКОН Никита Чулочников.
Использование же кредитов для замены изношенных лифтов в домах с ТСЖ практически невозможно, считают авторы письма. Получить на это согласие собственников на общем собрании нереально и, кроме того, очень высоки проценты и, соответственно, шансы невозврата займа.
Минстрой прорабатывает вопрос выделения дополнительного финансирования на эти цели. Также в ведомстве подчеркнули, что в некоторых регионах владельцы спецсчетов могут воспользоваться рассрочкой, а жители - принять решение об увеличении взносов на капремонт.