"Пылесос" на старте
- Птицы уже к нам привыкли, считают соседями. Да и рыбу мы, кажется, не трогаем. Ни разу не видел, чтобы рыбешек засасывало в пульпопровод вместе с илом. Абсолютно экологичный план, - докладывает обстановку Максим Яковлев, руководитель проекта очистки водохранилища.
Плавучий земснаряд, на борту которого мы беседуем, спустили на воду в конце июня нынешнего года. Тогда же стартовала активная фаза реабилитации водоема. Программа реализуется в несколько этапов, на все из бюджета выделено более 440 миллионов рублей. Самая затратная часть как раз работы на воде. Чтобы у города была возможность и в будущем чистить водоем, власти Нижнего Тагила решили отказаться от первоначального плана аренды технического судна и заказать на одном из заводов Ростовской области изготовление своего. Он обошелся в 68,8 миллиона.
Новенький земснаряд до сих пор поблескивает на солнце крепежами и деталями. Внешне выглядит как корабль: есть и рубка капитана, и трюм, и даже мачта с российским стягом и флагом Нижнего Тагила, но по сути это большой плавающий пылесос. В носовой части установлена подвижная фреза, она опускается на глубину до двух с половиной метров и засасывает поднятые винтами залежи ила, коряг и прочего мусора. Далее по пульпопроводу вся смесь перекачивается в трубу, проложенную по берегу.
Глубину очистки и пройденную "пылесосом" территорию фиксируют датчики. На мониторе в рубке судна очищенная зона заштрихована красными линиями. Планируется, что к середине осени "покраснеет" почти 70 гектаров акватории пруда.
Не по зубам
Земснаряд больше всех встревожил и заинтересовал бобров - старожилов здешних берегов. Зверьки решили испытать систему на прочность. Для большей плавучести в оболочку из пенопропилена обернута опущенная в воду гибкая пластиковая труба пульпопровода. От волн она извивается на поверхности водоема, как огромная змея бело-желтого цвета. Ночью, когда работы останавливаются и волны утихают, успокаивается и "змея". Затишьем воспользовались бобры: под покровом ночи подплыли к самому судну и перегрызли одну из ячеек наружного слоя трубы.
- Утром приходим, а обшивка едва держится, зато по всему берегу разбросаны куски пластика, - рассказывает машинист земснаряда Александр. - Пришлось остановить работы - проверять, не сделали ли грызуны дыры в основном трубопроводе, по которому идет откачка. А дальше продумывать план защиты техники от активных соседей.
Глава Нижнего Тагила Владислав Пинаев на своей странице в соцсети в шутку назвал ЧП "нападением диверсантов". Ведь в случае повреждения пульпопровода залатать его крайне сложно. Пришлось бы менять фрагмент трубы, а это непредвиденные затраты и потерянное время. К разрешению конфликта по разделу водной территории хотели было привлечь охотоведов, чтобы они обследовали территорию, определили, где находятся ближайшие к объекту хатки бобров, и поставили капканы. Или подсказали, как обойтись без жертв, к примеру, оградить пульпопровод железной сеткой. Но по необъяснимым причинам грызуны сами отступили и оставили в покое оборудование.
- Скорее всего, они хотели использовать добытый материал для строительства своего жилища. Но, видимо, пенопласт им не понравился, вот и не атакуют больше, - шутят специалисты. - Но бобры никуда не ушли - мы часто их видим плавающими вдоль берега. Надеемся, больше друг другу дорогу не перейдем.
Знаменитая канава
Очистка дна водохранилища будет продолжаться два года.
- Нынче работы завершим к началу зимы, когда водоем начнет затягивать льдом. Благодаря фрезе судно, конечно, может и как ледокол идти, корку сантиметров в пять ломать, но есть риск замерзания пульпы. А весной снова пустимся в плавание, - поясняет Максим Яковлев.
Весь ил из Черноисточинского даже за десятилетие не выгрести. Разработчики проекта оценили общий объем донных отложений в 7,6 миллиона кубометров. Судно должно откачать лишь малую часть - 7-8 процентов. Но именно с территории, подвергшейся наиболее серьезному антропогенному воздействию, - в районе устья реки Чауж, где активно ведется золотодобыча, и устья Ушковской канавы.
Любопытно, что этот участок является заказником, но не природным, а ландшафтным. В XIX веке крепостной Клементий Ушков предложил создать гидросистему для решения проблемы маловодности тагильских водоемов. Без большой воды тормозилось развитие демидовских железоделательных заводов. Проект одобрили, строительство началось в 1847 году на собственные средства Ушкова. За год возвели канал со шлюзами и плотину на речке Черной. После запуска гидросистемы Ушкову выдали вольную, а за каналом на века закрепилось название Ушковская канава. В начале двухтысячных гидросооружение вместе с водохранилищем признали особо охраняемой территорией со статусом объекта культурного наследия федерального значения.
На сохранность уникального ландшафта очистка Черноисточинского пруда повлиять не должна. По утверждению разработчиков, его состояние только улучшится: в речку Черную и Ушковскую канаву вернется очищенная вода, поднятая со дна водоема и перегнанная по трубе на площадку для фильтрации. А ил после отстаивания в герметичных мешках отправится в виде удобрения на газоны Нижнего Тагила.
На Среднем Урале бобры не впервые препятствуют деятельности человека. В основном страдают дорожные объекты, где грызуны перегораживают водотоки. Шесть лет назад из-за возведенной животными плотины обвалилось полотно дороги на Серовском тракте. А в июле 2020-го в Слободо-Туринском районе на бобров даже объявили охоту, настолько активно они разрушали магистраль. В результате облавы было добыто два зверька. Охотоведы из Ревдинского района предлагали проводить в регионе ежегодное всероссийское сафари для жесткого регулирования численности бобров, но общественники и экологи выступили против.
По данным министерства природных ресурсов Свердловской области, численность бобров в регионе на протяжении последних пяти лет остается стабильной - около 26 тысяч особей.
Как очищают Черноисточинское водохранилище