За отказ продать товар на продавцов наложат штраф
С сентября заработают поправки в Закон "О защите прав потребителей". Например, продавец не сможет отказывать в приобретении товаров или услуг в случае отказа потребителя предоставить персональные данные (ПД). Исключение допускается лишь для случаев, для которых предоставление ПД обязательно в соответствии с требованиями российского законодательства.
За отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с его отказом предоставить персональные данные предусмотрены штрафы: на должностных лиц - 5-10 тысяч рублей; на юрлиц - 30-50 тысяч рублей.
Большинство пособий и выплат будут назначаться без справок
С 1 сентября большинство социальных пособий и выплат будут назначаться гражданам без справок. Это означает, что людям не нужно будет посещать множество инстанций. Пособия будут назначать по заявлению или вообще в проактивном порядке, то есть по факту принадлежности гражданина или его семьи к категории потенциальных получателей пособий.
Как поясняет адвокат Виктория Шевцова, речь идет о пособиях на детей школьного возраста, малоимущим семьям, детям до трех лет и так далее. Данное нововведение упростит жизнь миллионам россиян, являющихся получателями социальных пособий.
Нерадивых собственников жилья призовут к порядку
Порядок "борьбы" с соседями, которые бесхозяйственно содержат свою недвижимость, определен теперь в Гражданском кодексе. Если владелец использует жилье (или другую недвижимость) не по назначению или не следит за его состоянием, то органы власти могут предупредить его о необходимости наведения порядка, установить сроки ремонта.
Если же это не подействовало, то суд может принять решение о продаже жилья с торгов. Собственнику выплатят вырученные от продажи средства за вычетом расходов на исполнение судебного решения. Это может касаться случаев, когда, например, в квартире открывают производственный цех или же владелец совершенно запустил жилье, например не вставляет выбитые окна и т.п.
Ранее призвать к ответственности недобросовестного собственника можно было, обратившись в суд, отмечает эксперт по недвижимости Высшей школы управления финансами Людмила Анисимова. Теперь же это будет регулировать непосредственно Гражданский кодекс.
"Прямой нормой закона впервые закреплены последствия за бесхозяйственное содержание жилья или использование его не по назначению, - говорит эксперт Общероссийского народного фронта Павел Склянчук. - Раньше в судебных процессах фигурировали только ссылки на санитарные нормы, теперь же это отдельная статья ГК. Это не означает, что конституционные гарантии на неприкосновенность жилища уменьшились, однако чаша весов в судебной практике будет склоняться в сторону страдающих соседей".
Контроль за персональными данными ужесточили
С 1 сентября вступают в силу поправки в N152-ФЗ "О персональных данных", которые должны повысить защищенность персональных данных граждан, а также усилить государственный контроль за их обращением.
Одно из главных изменений - уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных (ПД) теперь надо будет подавать практически во всех случаях их обработки. Перечень случаев, когда обработка возможна без такого уведомления, с 1 сентября 2022 года существенно сократится. Так, в числе исключений останутся случаи, когда оператор обрабатывает ПД строго без использования средств автоматизации.
Помимо этого, с 1 сентября устанавливается обязанность операторов ПД обеспечивать взаимодействие с Государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы (ГосСОПКА), включая информирование о компьютерных инцидентах, повлекших неправомерную передачу персональных данных.
Также введены дополнительные обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке ПД, по уточнению, блокированию и уничтожению ПД.
В России начнет работать система учета интернет-рекламы
С 1 сентября начинает действовать Закон о "маркировке интернет-рекламы", также известный как Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Он призван обеспечить прослеживаемость рекламы и финансовых потоков, с ней связанных.
Работу ЕРИР будет координировать Роскомнадзор, выступающий оператором всей этой информации. Передаваться данные в ЕРИР будут через уполномоченных операторов рекламных данных (ОРД). Для отбора операторов Роскомнадзором создается комиссия. На сегодняшний день семь организаций сообщили о своем желании стать ОРД.
Информация о распространенной в интернете рекламе, предоставленная в Роскомнадзор, подлежит хранению не менее пяти лет. Все участники цепи по распространению интернет-рекламы могут получить доступ к имеющейся в ЕРИР информации, непосредственно касающейся их прав и обязанностей. Полный доступ к данным о рекламной кампании имеет рекламодатель.
Для отслеживания рекламных материалов ЕРИР будет присваивать каждой кампании идентификатор рекламы, который будет публичным и может быть использован, например, для подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу.