Вместе с ней фестиваль открывали президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто, художественный директор Мостры Альберто Барбера и президент жюри параллельного конкурса "Горизонты" французский режиссер Изабель Койшет.
На церемонии открытия прошел фильм Ноа Баумбаха "Белый шум" - он открыл внушительный парад картин набирающего обороты стрим-гиганта Netflix. Комментируя новую для индустрии ситуацию, когда кинопроизводство все чаще переходит в руки стриминговых платформ, а зритель все охотнее остается наедине с домашним дисплеем, Джулианна Мур отметила: постоянно меняется жизнь, но не искусство, и Венеция позволяет увидеть эти процессы воочию.
Еще недавно Netflix дружно отвергался главными фестивалями - считалось, что они должны заниматься исключительно кинотеатральными проектами. Жизнь заставила изменить это мнение, и Венеция первой предоставила свои экраны "потоковым" картинам. Новый генеральный директор Американской киноакадемии Билл Крамер на предварившей фестиваль конференции "Ценности кино в глобальном обществе" признал, что Netflix снимает "невероятные фильмы", и академия относится к его работе с большим уважением: "Кино театральное и потоковое будут мирно сосуществовать, хотя опыт кинотеатрального показа никуда не исчезнет - он для нас чрезвычайно важен". "Кинотеатр остается лучшим, самым эмоциональным средством, позволяющим насладиться хорошим фильмом", - вторил ему артистический директор Мостры Альберто Барбера. Эту конференцию можно считать исторической: Киноакадемия впервые направила на Венецианский фестиваль свою официальную делегацию. Это признание особой важности Мостры: согласно исследованию, проведенному три года назад журналом Screen, 13,6 процентов будущих лауреатов "Оскара" дебютировали со своей картиной в венецианском конкурсе.
Как мы уже сообщали, в конкурсных программах нынешнего фестиваля российских фильмов нет, но в программе реставрированной венецианской классики пройдет дебютный фильм "Братан" Бахтияра Худойназарова, который в 1993 году взял в Венеции Серебряного льва за картину "Кош ба кош". "Братан" реставрирован Вейтом Хелмером - коллегой и другом рано ушедшего таджикского режиссера. Он отдал много лет поискам ранних картин Худойназарова и попыткам вернуть их на экраны. "Братан" он считает утраченной жемчужиной, которая благодаря опыту прокатной компании Wild Bunch теперь вернется к зрителям. В дальнейшем он вместе с Wild Bunch надеется реставрировать "Кош ба кош" и "Лунный папа".
Бахтияр Худойназаров окончил московский ВГИК и в 90-х переехал жить в Берлин, продолжая снимать фильмы в Средней Азии. В 25-летнем возрасте он дебютировал "дорожной драмой" "Братан" - историей двух братьев, которые выросли без оставившего семью отца и после смерти матери решили его найти где-то в дальних краях Таджикистана.