Российская газета: Андрей Станиславович, в общероссийском конкурсе "Мой бизнес" эксперты выбирали из более тысячи кейсов. В номинации "Лучшее мероприятие 2021 года" вы победили с фестивалем уличной еды. В чем его фишка?
Андрей Шевченко: Третий год мы проводим гастрофестиваль на пешеходной улице Адмирала Фокина. Фестиваль работает все лето, собирая опытных рестораторов и молодых кулинаров. Начинали мы его в первый год пандемии, когда из-за ограничений работы ресторанов и кафе нужно было как-то их поддержать. И мероприятие всем пришлось по душе.
В этом году здесь представлены американская, итальянская, китайская и дальневосточная кухни. Посетители высоко оценили лепешки с крабом, плов с огня, "тигриное" пянсе (стимпаны)… Надеюсь, гости ВЭФ найдут время заглянуть сюда.
РГ: Проект создания частных детских садов признан "Лучшей практикой поддержки социального предпринимательства". А в чем его уникальность?
АШ: Эксперты высоко оценили организованный нашим Центром инноваций социальной сферы курс "Бизнес для развития детства". По сути, это пошаговая инструкция по открытию частных детсадов. Курсы проходят регулярно по мере набора групп. Пять из 55 участников курсов, успешно защитив свои проекты, получили гранты. Нам приятно, что в других регионах могут использовать наши кейсы.
РГ: На прошлогоднем ВЭФ вы представляли проект "Киберателье и креативные индустрии Приморья", и в этом году он включен в деловую программу форума. Какую роль этот проект призван сыграть в краевой экономике?
АШ: В его реализацию вовлечены дизайнеры, владельцы швейных производств, эксперты в области моды и даже ремесленники… Уход с рынка западных брендов дает новые возможности. Наша цель - развитие креативных отраслей. Главная проблема участников - разобщенность, отсутствие необходимой инфраструктуры. Мы надеемся, проект даст толчок развитию легкой промышленности на принципах четвертой промышленной революции, а дизайнерам, производителям и потребителям - шанс найти друг друга на этой платформе. За полгода в проект уже вовлечены около 400 участников и создано 70 новых производств.
РГ: Ремесленники, как правило, самозанятые? Какое место в вашей работе занимает их поддержка?
АШ: С начала года 310 граждан воспользовались нашими услугами, из них самые популярные - формирование фотоконтента продукции, настройка таргетированной рекламы и создание интернет-сайтов на конструкторе приморской IT-компании "Айгер".
Мы приглашаем их на ярмарки "Сделано в Приморье". Хотелось бы, чтобы люди, занятые любимым делом для самореализации, увидели в нем потенциал для заработка. Мы помогаем им оформить статус самозанятого, консультируем по мерам поддержки.
РГ: В первом полугодии 2022 года в Центр поддержки экспорта обратились около 200 компаний, 22 из них успешно заключили контракты. Что стоит за этими цифрами?
АШ: Большая и тесная работа с клиентом, помощь в поиске партнеров, регистрация товарных знаков и получение сертификатов соответствия продукции. Мы активно привлекаем к работе действующих экспортеров, тех, кто уже набил руку, работая на внешнем рынке, и готов рассказать, как преодолеть трудности. Например, приморская компания "Энергия экспорта" в итоге стала нашим партнером по размещению на электронных торговых площадках. Ее руководитель Илья Романов принимает активное участие в расширении связей с дружественным Китаем. Недавно начали набор на программу "Экспортеры 2.0", организуемую Московской школой управления Сколково. 80 процентов стоимости оплачивает Центр поддержки экспорта, остальные средства на повышение квалификации участники должны вложить самостоятельно. Большая же часть услуг центра бесплатная.
РГ: Сегодня бизнес в поисках новых рынков смотрит на восток, а приморцы традиционно торгуют с соседями…
АШ: Сотрудничество с Китаем, Вьетнамом, Индией укрепляется. Повысился интерес к расширению партнерских связей со странами СНГ, Ближнего Востока, Латинской Америки. Хорошие перспективы для поиска партнеров в Таиланде, Монголии, Мьянме. Главная сложность - в логистике поставки товаров, но это вопрос времени. Наша задача - заинтересовать бизнес освоением новых рынков.
РГ: У всех на слуху "туристический кешбэк", а в Приморье заговорили про "экспортный". В чем его суть?
АШ: По инициативе министерства экономического развития Приморского края для стимулирования экспортеров внедрен "экспортный кэшбек". Максимальный размер субсидии - 50 процентов (но не более миллиона рублей). Ею можно компенсировать расходы на транспортировку товаров за пределы территории РФ, их маркировку, оплатить услуги банка по конвертации иностранной валюты и таможенные платежи. Из краевого бюджета на эти цели выделено 20 миллионов рублей. Компании таким образом могут сократить часть своих издержек при экспорте.
Структура Центра "Мой бизнес" в Приморском крае
•Центр поддержки предпринимательства
•Центр поддержки экспорта
•Региональный центр инжиниринга
•Центр инноваций социальной сферы
•Региональный центр компетенций