Артем, чем "Авито Работа" отличается от других подобных сервисов?
Артем Кумпель: Изначально мы были сфокусированы на "синих воротничках" - мы называем так все профессии, относящиеся к ручному труду. В России примерно 75 миллионов работающего населения, и, по разным оценкам, до 50 миллионов - те самые "синие воротнички" и массовые профессии. В этом году бизнесу "Авито Работа" исполняется 9 лет, сейчас мы покрываем гораздо большую аудиторию, охватываем и "серые воротнички" - сегмент массовых офисных работников. У нас более миллиона вакансий, и ежемесячно на платформу приходит больше 20 миллионов человек в поисках работы. Это люди со всех концов страны: от пенсионеров и мам в декрете до студентов, делающих первые шаги в профессии.
В последние пару лет рынок кадров находится в режиме турбулентности. Как в этом ощущает себя "Авито"?
Артем Кумпель: Рынок труда очень чувствителен к экономическим колебаниям. После локдауна стало понятно, что все изменилось. Люди теряли работу, были готовы кардинально менять профессию. Параллельно бурно рос сектор e-commerce: например, в подмосковное Быково, где есть склады Lamoda, Wildberries, Merlion, требовались тысячи работников. Тогда мы задумались: как можем помочь людям? И сделали виртуального ассистента, который упрощает создание резюме. Благодаря ему уже создано более 7 миллионов анкет! Кризис всегда подталкивает к новым продуктам, заставляет думать изощреннее и продумывать ходы на пару шагов вперед.
А как повели себя компании?
Артем Кумпель: В период кризиса компании останавливают найм. В пандемию была пауза, этой зимой - не так резко, малый бизнес затронуло по касательной - процентов на 10-15 по выручке. И примерно до июня продолжалась перестройка: переоформление юрлиц, выстраивание новых цепочек и т.д. Сейчас ситуация стабильна, вакансий много.
Сотрудничаете ли вы с государством по проектам занятости?
Артем Кумпель: Это наш шанс наиболее эффективно помочь обществу. Мы начали сотрудничать еще в пандемию, помогая сохранить рабочие места и доход, снизить социальное напряжение. В пандемию в регионах появилась проблема: двойной МРОТ очень близок к заработку кассира в торговых сетях. Зачем в таком случае искать работу? Тогда государство обратилось к нам с предложением помочь с трудоустройством людей. Сейчас мы продолжаем плотное взаимодействие с региональными Центрами занятости. И параллельно обучаем тех, кто готов быть самозанятым, использовать "Авито" как возможность что-либо производить, продавать, оказывать услуги.
Какие каналы для коммуникаций с вами имеют работодатели?
Артем Кумпель: У нас есть два продукта для разных категорий. Для крупных клиентов - их у нас более 8 тысяч - мы создаем технологии автоматизации, позволяющие эффективно взаимодействовать с сотнями тысяч кандидатов. С ними также работают персональные менеджеры - более 80 человек ежедневно помогают выстраивать стратегию найма. Ведь даже в крупных компаниях не все понимают специфику рынка. Простой пример: все думают, что, размещая вакансию грузчика, нужно указать место работы - хороший теплый склад. А грузчику надо, чтобы еще в наличии были все запчасти для погрузчиков. Ведь если что-то сломается, придется носить все на себе. Теплый склад - это хорошо, но, потаскав грузы на себе, он больше никогда в эту компанию не пойдет.
Вторая категория - малый и средний бизнес. В стране зарегистрировано около шести миллионов МСП, каждый второй развивается на "Авито". Их потребность от одного до пяти человек за год, они не будут платить деньги на автоматизацию. Им важно нанять быстро и дешево: гибкая тарифная политика и большая аудитория помогают закрыть вакансию за день.
А каково качество откликов на вакансии? По словам работодателей, до 90 процентов соискателей не приходит на собеседование, откликаясь "веерно" на все.
Артем Кумпель: Это проблема, долгое время существующая на рынке. Человек десять раз откликнулся, с пятью первыми назначил встречи. Но пришел на вторую - ему все понравилось, он готов выйти на работу, и на третью-четвертую встречу он уже не пойдет. Виртуальные ассистенты дают гарантию того, что отклик будет оперативно обработан даже ночью и в праздничные дни. Мы вообще верим в автоматизацию в массовом найме, это и было одной из причин инвестиций в HR Messenger - помочь клиентам обрабатывать сотни тысяч откликов и быстрее закрывать вакансии.
У соискателей в сегменте массовой занятости в большинстве случаев пустые резюме. Как вы это решаете?
Артем Кумпель: Это реальная проблема. Много людей в нашей стране не знают, как составлять резюме. Пример: человек - очень крутой каменщик. А написать об этом не может. Мы создали бота, который спросит, где он работал, с какими материалами, высотные работы или не высотные, какие у него допуски и т.д. - до 20 вопросов. Из ответов бот соберет резюме, которое максимально адаптировано к восприятию рекрутера.
Платформенная занятость обычно воспринимается через призму самозанятых. Как выстроена работа с ними?
Артем Кумпель: Это чрезвычайно важное направление для нас. Самозанятых мы воспринимаем не просто как людей, которые оказывают услуги. Это люди, которые используют "Авито" для решения бизнес-задач: найм сотрудников, ремонт техники, поиск помещений. Пример: у тебя небольшая кофейня, нужно починить кофемашину. Официальный сервис итальянских машин ушел с рынка. Но ты приходишь на "Авито" и привлекаешь самозанятого мастера.
А какова цель вашего сотрудничества со стартапами?
Артем Кумпель: Авито - самая массовая платформа для коммерции с ежедневной аудиторией в 22 миллиона человек. При выборе партнеров мы всегда ориентируемся на то, чтобы это партнерство приносило ценность пользователям. Бывают узкие области, в которых мы не эксперты, но нам надо решить ту или иную задачу. Или задачи, которые вообще не имеют отношение к нашим, но обслуживают наши проекты. Во-вторых, мы - большая ИT-компания с огромной инфраструктурой, в которую бывает сложно быстро интегрировать новые решения. В таких случаях стартап выступает в качестве своеобразного "одного окна", которое агрегирует все внешние данные и отдает нам уже готовый поток. Поэтому для нас взаимодействие со стартапами - очень важный трек, который мы сейчас расширяем.
Сегодня очень большое значение придается вопросам безопасности данных. Интеграция авторизации при помощи Госключа была реализована с этой целью?
Артем Кумпель: Прежде всего хочу сказать, как устроена защита безопасности в "Авито". Нашей принципиальной позицией с момента создания компании было защищать и контролировать всю инфраструктуру, которая хранит и обрабатывает данные. Персональные данные пользователей хранятся в соответствии с требованиями регуляторов, они приземлены на территории РФ - мы категорически соблюдаем все требования об их локализации. "Авито" без замечаний прошел масштабную проверку регулятора, дополнительно запросил и так же успешно прошел аудиты независимых компаний, лицензированных Федеральной службой безопасности и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю. Наши сервера находятся "за семью заборами". И это не красивая фраза, это многоступенчатая, в том числе и физическая, система защиты с повышенными мерами безопасности, сравнимая с банковскими хранилищами: исключительно в собственных дата-центрах в России, а не в облачных сервисах. Что касается интеграции с Госуслугами, то это дает возможность честным пользователям выделить себя - по статистике такие аккаунты получают на 20 процентов больше внимания покупателей. Общение становится комфортнее, ведь с вами взаимодействует человек с подтвержденной информацией о себе на государственном ресурсе.
Как именно вы защищаете своих пользователей?
Артем Кумпель: К этому вопросу мы подходим комплексно: технологическая начинка сочетается с проактивной коммуникацией на платформе и публичным просвещением. Технологически выглядит так: алгоритм анализирует действия пользователей, и если фиксирует аномалии - будь это объявление о вакансии со странной зарплатой или о продаже гаджетов по очень низкой цене - отправляет на проверку. Алгоритм анализирует до 5 миллионов объявлений и 8 миллиардов кликов в день. При неоднозначных ситуациях подключаются команда модераторов, внутренние детективы. Они проверяют объявления и профили, вокруг которых идет сомнительная активность: прозванивают их, выявляют и блокируют недобросовестных продавцов. Основные алгоритмы распространяются на всю платформу, однако в каждом направлении бизнеса есть и свои специфические средства защиты. Наш пользователь защищен со всех сторон: и при покупке товаров, и при поиске работы, и при заказе мастера. Многие годы "Авито" формирует в людях привычку грамотного поведения в интернете с момента регистрации и выбора пароля до совершения сделки. Мы инвестируем в наши системы безопасности миллиарды рублей. Благодаря "Авито" 99 процентов пользователей успешно совершают сделки, умеют выявлять подозрительное поведение. И сейчас наша задача - обучить оставшийся один процент говорить "нет" провокациям.
Каким вы видите "Авито Работу" через пять лет?
Артем Кумпель: "Авито Работа" станет платформой для управления карьерой, где можно будет решать любые вопросы, связанные с работой. С юных лет будем вести человека по карьерному треку, персонально подсказывая, как прокачать навыки, получить новую должность, найти подработку или стать самозанятым. Наша цель - сделать, чтобы с помощью "Авито Работы" любой человек был уверен в завтрашнем дне и доходе. Буквально: просыпался с утра и вспоминал: если что, у меня есть "Авито". Мы хотим стать платформой полного цикла, чтобы к нам обращались по всем вопросам: от покупки самоката и выбора образовательных курсов до поиска недвижимости и партнера по бизнесу. В таком будущем в смартфоне у нашего пользователя будет определенный набор постоянно используемых приложений - Госуслуги, банковское, любимый мессенджер и "Авито".