Российская газета: Владимир Никодимович, как ВМТП удается развиваться и сохранять лидерство в непростых экономических условиях?
Владимир Корчанов: Мы очень плотно работаем с клиентами, стараясь уловить их потребности и быстро на них реагировать.
В сотрудничестве с ДВЖД мы открыли первый и пока единственный в стране совместный диспетчерский центр, одними из первых начали отправлять из порта сдвоенные контейнерные поезда. Вагоны с контейнерами примерно в два раза легче тех, которые везут генеральные грузы, соответственно, локомотив способен везти два условных поезда. Такое сотрудничество позволяет быстрее и качественнее обрабатывать грузы.
Постоянно ведем работу над клиентским сервисом. Сейчас, например, обновляем сайт и создаем свой чат-бот, чтобы клиентам было удобнее с нами общаться.
Работаем на опережение и в части закупки новой техники. С 2021 по 2025 годы ВМТП планирует приобрести 17 кранов и 180 единиц техники - таким образом, в течение пяти лет парк будет обновлен, и мощности порта вырастут в два раза.
РГ: Как на вас повлияло изменение геополитической обстановки? Часть прежних партнеров ушла. А замена им есть? Какие новые судоходные линии начал обслуживать ВМТП?
ВК: Порт работает в штатном режиме, как и прежде: 24 часа в сутки, семь дней в неделю. В этом плане ничего не изменилось.
В настоящее время идет переориентация экспортных и импортных потоков, в первую очередь на Китай. Очень активно развивается сотрудничество с Вьетнамом. ВМТП как член Транспортной группы FESCO, одной из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России, находится на переднем крае этих изменений.
В июне группа FESCO запустила новую регулярную морскую линию ВМТП - Хошимин - Хайфон. Из нашего порта во Вьетнам отправляют древесину, продукты питания, полимеры и другие экспортные товары, оттуда приходит к нам одежда, продукты питания, кофе, сантехника.
Появились новые партнеры из стран АТР: HEUNG-A LINE, SITC, GFL, Reel Shipping, Zhonggu Shipping Group и OVR Shipping Co.
РГ: Как изменилась география транспортировки грузов?
ВК: География поставок растет: ВМТП еженедельно отправляет 35-40 контейнерных поездов. И не только в Москву, а в разные города вплоть до Алма-Аты, Минска, Ташкента.
РГ: Эффективная работа невозможна без цифровизации. Что делается в этом направлении?
ВК: Действительно, современное развитие порта нельзя представить без цифровых технологий, и здесь мы ориентировались на лучшие примеры, в частности, на порты Шанхая.
В ВМТП с нуля разработана система управления контейнерным терминалом. Главное для порта - быстрое действие. Чем быстрее мы обслужим груз, тем скорее освободим место для следующего, тем это выгоднее для клиентов. "Цифровой двойник" в режиме реального времени отслеживает все контейнеры в порту, анализирует их расстановку и предлагает оптимальный вариант. На практике наша система нисколько не хуже шанхайской.
ВМТП одним из первых в стране перешел на электронное взаимодействие с таможней. Веб-приложение для клиентов "Порт в кармане" со множеством функций из 1С разработано специально для телефона. А мобильное приложение для клиентов My.FESCO считается самым оптимальным на рынке логистических услуг.
РГ: ВМТП традиционно уделяет большое внимание экологии. Что удалось сделать за последнее время?
ВК: Мы тщательно следим за соблюдением экологических норм, отдавая себе отчет, что находимся в центре города. Но такое расположение - это и большой плюс для Владивостока. Порт обеспечивает рабочие места, перечисляет налоги. Создается тот самый синергический эффект, когда трудовой деятельностью по всей цепочке объединено более десяти тысяч человек - портовиков, моряков, таможенников, железнодорожников, экспедиторов… А вместе с их семьями это десятки тысяч людей, вовлеченных в экономику города и Приморского края.
На сайте vmtp.ru есть раздел "Экологическая политика", где любой желающий может увидеть результаты проб воздуха и воды, уровень шума. И убедиться, что все они в норме.
В 2022 году к двум анализаторам воздуха в производственной зоне мы установили еще два, на границе с жилой застройкой улиц Верхнепортовой и Саратовской. Регулярные пробы воды рядом с причалами показывают, что она чистая. Каждое лето мы совместно с Росприроднадзором организуем в бухте Золотой Рог морской субботник. В последний раз не нашли мусора рядом с портом, и тогда навели порядок в районе Набережной Цесаревича. Каждой весной мы сажаем деревья, в 2022 году посадили ясени в сквере Героев-Даманцев.
РГ: Что вы вкладываете в понятие "Корпоративная социальная ответственность ВМТП"?
ВК: Владивостокский морской торговый порт стоял у истоков становления города, он всего на 37 лет младше столицы Приморья. Мы всегда оказывали помощь, у порта много подшефных организаций: коррекционные учебные заведения и интернаты в Садгороде, Ярославке и Монастырище, Приморский детский онкогематологический диспансер, общество инвалидов Фрунзенского района и другие организации.
В этом году мы впервые приняли участие в конкурсе социальных проектов группы FESCO "Море возможностей", учредили собственную номинацию, касающуюся развития нашего микрорайона Эгершельд. ВМТП выделил гранты на обновление класса самбо в Доме детства и юношества, на оборудование для детской телестудии в школе №6 и на создание в школе №39 класса робототехники - дети вернутся в школы 1 сентября и будут, конечно, рады таким переменам к лучшему.