06.09.2022 03:00
ЮФО

Готов ли Юг России к переходу на отечественное ПО

Готов ли Юг России к переходу на отечественное ПО?
Текст:  Наталья Граф (Краснодар)
Российская газета - Экономика Юга России: №198 (8846)
Ужесточение санкций в отношении России и уход с рынка ряда иностранных разработчиков задали новый ориентир для развития ИТ-отрасли. Пока серверные решения, платформы баз данных и другие импортные продукты в большинстве случаев работают. Но уже ясно, что риски отказа в гарантийном сопровождении и поддержке иностранных лицензий достаточно высоки.
Михаил Агасиев: Отечественные продукты сегодня способны закрыть более 90 процентов потребностей наших заказчиков. / ГК "Астра"
Читать на сайте RG.RU

О том, как происходит сегодня переход на отечественное программное обеспечение, - наш разговор с заместителем директора департамента продаж в ЮФО ГК "Астра" Михаилом Агасиевым.

Михаил, с какими проблемами столкнулись российский бизнес и госсектор в ИТ-сфере? Удается ли нашим производителям заменить иностранных игроков и заполнить освободившуюся нишу?

Михаил Агасиев: На российском рынке информационной безопасности происходят серьезные изменения. Не секрет, что программная инфраструктура в основном была построена на западных решениях. И после ухода иностранных компаний основная проблема - найти качественную замену их продуктам и защитить системы от киберугроз. Рынок стал пристально смотреть в сторону отечественных производителей. В регионе спрос на импортозамещение вырос многократно.

Конечно, стали серьезнее требования и регулятора, и потребителей к отечественным ИТ-компаниям. Но отечественные продукты сегодня способны закрыть более 90 процентов потребностей наших заказчиков. ГК "Астра" предлагает полноценный стек системного ПО, который может решить все основные инфраструктурные задачи по построению ИТ-инфраструктуры любой организации сейчас. Мы формируем также масштабную экосистему за счет интеграции и совместимости с партнерскими продуктами. Сейчас у нас уже порядка 4 000 единиц совместимого ПО и оборудования. Именно это важно региональным организациям и структурам. Ведь основная их задача - комфортный перевод всех своих ИТ-систем на отечественные продукты. И мы эффективно ее решаем.

Есть ли у вас готовые продукты, которые помогут в короткие сроки решить поставленные задачи?

Михаил Агасиев: ГК "Астра" известна прежде всего как производитель отечественной защищенной операционной системы Astra Linux. Это наш флагманский продукт, который мы развиваем более десяти лет. Отмечу, что мы занимаемся разработкой не только операционных систем, но и всей программной инфраструктуры. Это такие продукты, как программный комплекс "Средства виртуализации "Брест", позволяющий создавать защищенную виртуальную среду, клонировать виртуальные машины, балансировать нагрузку между кластерами и так далее. Это мультиплатформенный продукт для организации безопасных виртуальных рабочих мест сотрудников Termidesk. Система управления корпоративной почтой RuPost, которая легко интегрируется в ИТ-инфраструктуру на основе OC Astra Linux. Есть также профессиональное решение для резервного копирования RuBackup. Очень востребовано у корпораций приложение для организации мобильных рабочих мест WorksPad. Программный комплекс для централизованного управления объектами ИТ-инфраструктур организаций различного масштаба ALD Pro является оптимальным выбором для импортозамещения в любых организациях. Решения есть, они разные.

На мой взгляд, основное преимущество отечественного софта для пользователя - это близость к вендору. В условиях турбулентности, когда стоит вопрос об адаптации ПО к нуждам организаций, возможность обратиться к разработчику напрямую бесценна. И мы контролируем весть процесс - от разработки программ до внедрения их у заказчика.

Возможно ли перейти на отечественное ПО без остановки рабочих процессов?

Михаил Агасиев: В целом да. На сегодняшний день можно сказать, что, к примеру, задача полного импортозамещения в части организации рабочего места чиновника практически решена. С помощью нашей техподдержки переход можно "бесшовно" провести в короткие сроки.

Но если речь идет о сложных, специфических сферах, например, энергетике, то здесь, конечно, времени потребуется больше. Чтобы не останавливать бизнес-процессы, можно осуществлять переход поэтапно - по отдельным зонам или сегментам.

В целом процесс миграции на отечественное ПО можно разделить на четыре этапа. Первый - пилотирование продуктов, он включает получение и анализ всех исходных данных об инфраструктуре заказчика. Второй - разработка ТЗ, конкурсные процедуры и так далее. На третьем этапе мы вместе с заказчиком или партнером-интегратором масштабируем внедрение на всю инфраструктуру. Затем наступает четвертый этап - техническая поддержка и сопровождение обновленной инфраструктуры заказчика.

Как вы решаете проблему совместимости российских программных продуктов между собой?

Михаил Агасиев: Мы создали специальную программу Ready for Astra Linux. Она занимается тестированием на совместимость и интеграцией ИТ-решений с ОС Astra Linux, чтобы все работало корректно - и "железо", и ПО. В ее рамках производители софта, зная и учитывая потребности своих заказчиков, постоянно находятся в диалоге и решают проблему совместимости или улучшения работы тех или иных программ. Это вполне обосновано текущими вызовами рынка и способствует расширению экосистемы ГК "Астра". На данный момент все основные производители сотрудничают с нами в рамках этой программы.

Каков сегодня уровень цифровизации и охват внедрения российских ИТ-систем в ЮФО?

Михаил Агасиев: Южный федеральный округ находится на передовых позициях в стране по цифровизации и внедрению отечественного софта. Лидируют Краснодарский край, Ростовская область и Ставропольский край. Но и остальные регионы не отстают.

В первую очередь наши решения востребованы в госсекторе. Впрочем, краснодарский или ростовский бизнес уже не просто наблюдает за тем, что происходит на рынке софта, а сам активно внедряет отечественные продукты. Это банковская и нефтегазовая сфера, крупные аграрные и промышленные компании.

Минцифры сообщило о запуске маркетплейса российского программного обеспечения. Насколько это сегодня необходимо? Есть ли у нас потенциал для экспорта российского ПО?

Михаил Агасиев: Отечественные производители создали много достойных продуктов. Поэтому маркетплейс необходим. Он может стать удобной площадкой для взаимодействия правообладателей и заказчиков российского программного обеспечения.

Что касается экспорта ПО, то для нашей компании это уже не будущее, а настоящее. Есть совместные проекты с Арменией, Узбекистаном, Казахстаном и другими странами СНГ. Мы активно работаем с Белоруссией, получили их сертификат соответствия и начинаем сотрудничество с госсектором. Но основная задача все же, учитывая ситуацию, - обеспечить отечественными решениями внутренний рынок.

На правах рекламы

ГК "Астра"

ЮФО