"Предлагаются новые меры, направленные на совершенствование системы взыскания просроченной задолженности физических лиц во внесудебном порядке", - подчеркнул председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев.
Он напомнил: в настоящее время полномочия ФССП России по федеральному государственному контролю в данной сфере распространяются только на коллекторские организации. Конечно, банкиров, забывших о нормах и приличиях в разговоре с должником, тоже привлекают к ответу приставы. Но этого недостаточно.
По новым правилам судебные приставы смогут проводить и проверки в банках - как там устроена работа с должниками.
"В целях реализации новых полномочий ФССП России будет вести государственный реестр профессиональных коллекторских организаций, а также перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц, - рассказал председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Совершенствуются также процедуры, связанные с досудебным возвратом задолженности. В частности, банки и микрофинансовые организации будут обязаны осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия с должниками при взыскании просроченной задолженности".
Кроме того, для таких организаций устанавливается обязанность записывать все текстовые, голосовые и иные сообщения, направленные должникам-неплательщикам. Хранить данную информацию будет положено в течение трех лет.
"Реализация предлагаемых изменений повлечет за собой существенное увеличение количества подконтрольных ФССП России субъектов - с 400 до порядка 2200 единиц, в число которых войдут профессиональные коллекторские организации и примерно 1400 микрофинансовых и 400 кредитных организаций", - резюмировал председатель правления АЮР.
Еще одна предлагаемая новация: проект вводит новое понятие - "автоматизированный интеллектуальный агент". Под новые нормы подпадут обычные автоинформаторы и роботы, способные распознавать речь человека и отвечать на нее. Звонки от роботов-коллекторов будут приравниваться к телефонным звонкам от взыскателя-человека и считаться непосредственным взаимодействием с должником. Так что банки не смогут включать роботов, когда им захочется: лимит на звонки будет распространяться и на звонки от роботов. При этом в самом начале разговора должника необходимо будет предупреждать, кто с ним разговаривает: робот или живой сотрудник.
Напомним, законом запрещены любые контакты с должником с 22 до 8 часов в рабочие дни и с 20 до 9 часов по местному времени в выходные или праздничные дни. Иными словами, тревожить в ночное время должника запрещено. Есть ограничения и по количеству звонков. Проектом ограничения на частоту и время рассылки распространятся на соцсети и мессенджеры, так что написать ночью на страничку в соцсети тоже будет нельзя. Слишком частые сообщения через мессенджеры также могут стать поводом для разбирательства уже с банком или микрофинансовой организацией.