07.09.2022 21:25
Общество

Можно ли вписать школьные огороды в современную систему обучения? Выясняли корреспонденты "РГ" в регионах

Текст:  Валентина Пичурина Елена Мелихова Елена Мационг Светлана Добрынина
Российская газета - Федеральный выпуск: №201 (8849)
С 1 сентября в Курганской области во всех школах запустили полноценное трудовое воспитание. На уроках по технологии и во время практики ученики теперь работают на пришкольных участках.
Читать на сайте RG.RU
/ Татьяна Андреева

Но что сегодня на школьных огородах в регионах, не превратились ли они в пустыри? И можно ли в современных условиях, когда детям даже пол в классах мыть запрещено, извлечь из почина курганцев пользу? Вот что сообщают корреспонденты "РГ" с мест.

Обед за 20 рублей

В Курганской области ребят приучали к труду и до этого. Так, в Утичевской школе Мокроусовского района приусадебный участок существует уже больше 40 лет. Ученики вместе с учителями выращивают овощи для школьной столовой, излишки продают, а на вырученные деньги покупают мебель и компьютеры для классов. Руководит учебным заведением заслуженный учитель РФ легендарная Сталинара Ефимовна Шляхова. В октябре ей исполнится 89 лет. Ягодно-фруктовый сад и огород при школе она создала еще во времена СССР. В школе и сегодня есть два мотоблока, колесный трактор Т-40 с прицепом, оборудование для полива. Сталинара Ефимовна призналась: был момент, когда учителя засомневались, нужен ли им участок. Работы в школе и по дому невпроворот, а тут еще надо бежать в огород. Но потом посидели, подумали и поняли: без грядок не обойтись. За счет выращенных овощей обед в школьной столовой обходится всего в 20 рублей, за месяц - 400 рублей. В этом году урожай богатый.

- Уже насолили своих огурцов, насушили яблок на компот, - довольна Сталинара Ефимовна. - Впереди уборка картошки, капусты, свеклы, моркови. Словом, все овощи в борще с нашего огорода.

Один из школьников разработал проект по экономике выращивания чеснока: просчитал вложения. Продал по рыночной цене и свел дебет с кредитом
Школьники составили портрет идеального преподавателя

Как сообщили "РГ" в региональном управлении Роспотребнадзора, овощи в школьном питании можно использовать только при наличии результатов лабораторных исследований по показателям безопасности. Если образовательная организация реализует продукцию, то ее надо декларировать.

- Мы все так и делаем, - подтверждает Сталинара Шляхова. - Каждую осень возим продукцию на исследование и получаем сертификат. Конечно, это не бесплатно, но что делать...

Сельхозработами школьники занимаются на уроках технологии, а также - с 5-го класса - на производственной практике. По закону это делается исключительно с разрешения родителей, по два часа в день. Впрочем, в школе не припомнят случая, когда кто-то из пап и мам возражал против отработки. Родители и сами нередко помогают школе: вместе с детьми и учителями сажают и копают картошку. На ремонт с родителей не берут ни копейки.

Копай глубже

Между тем на Среднем Урале к массовому выходу ребят с лопатами относятся осторожно. В большинстве сельских школ земельные наделы в лучшем случае сейчас используются как цветники, в худшем - заросли бурьяном.

Собянин: Московскую электронную школу начнут использовать во всех школах России

- В нашем селе не больше 20 процентов родителей за то, чтобы дети работали на участке: почему ребятишки должны горбатиться на общее дело? - уверена в бесперспективности проекта директор школы поселка Заря Ачитского района Анна Трофимова.

Но далеко не все в регионе относятся к идее возрождения школьных огородов как к рудименту. Так, в школе N 7 села Патруши пришкольный участок стал своего рода научной экспериментальной площадкой для созданного здесь агрокласса. У каждого ученика в нем есть свой микроскоп, рабочее место для проведения микроклонирования растений, стерильный шкаф, где в колбочках живет и множится зелень, созданная методом инвитро.

Открытия ждут ребятишек с начальной школы, но чем старше ученики, тем сложнее опыты. К примеру: выделение ДНК помидора с прямой трансляцией через интернет в школы ближайших сел.

- Мы показываем через увеличение в микроскопе все цепи ДНК растения. Поясняем, каким образом появляются новые сорта томатов. Для ребят это как открытие другого мира. Ну а трудовое воспитание к этому прикладывается: надо с приходом весны и лопатой поработать, - поясняет процесс агровоспитания руководитель научно-учебной лаборатории "Агрокуб" Андрей Бабушкин.

Сейчас в Свердловской области действует 30 агроклассов. Подобные вот-вот планируют внедрить и в школах Володарского района Астраханской области, где во многих школах есть свои огороды.

Практические занятия будут проходить в передовых крестьянско-фермерских хозяйствах.

Комментарий

Сергей Киселев, заведующий лабораторией мозга и нейрокогнитивного развития УрФУ:

- Я, конечно, не верю, что школьники с желанием идут работать на огороде. Но это не значит, что не нужно развивать этот вид деятельности. Работа тяпкой и лопатой важна не только для формирования трудовых навыков, но и для развития контроля, воли. Мы же все живем в социуме, и всем нам необходимо выполнять установки, которые, бывает, и не очень кому-то нравятся. Работа на школьном участке такие навыки в детях развивает. Научная работа тем более важна, она развивает критическое мышление, учит ребенка доверять фактам, а не домыслам. Заниматься настоящим исследованием, чтобы эти факты добывать. У дошколят и младшеклассников работа на огороде развивает мелкую моторику. Давно доказана тесная связь работы руками и развитием мозговой деятельности.

Образование Курганская область Свердловская область