- Каждый год мы называем уникальным и сейчас происходит то же самое, - отметил на прошедшем в конце августа в Барнауле форуме "Зерно Сибири" гендиректор аналитического центра "ПроЗерно" Владимир Петриченко. - Россия получит рекордный урожай зерна, в том числе пшеницы, вопрос лишь в его величине. Вместе с тем мы будем иметь большие сложности с реализацией урожая. Нас ожидает "ценовая лихорадка" и, скорее всего, в негативной коннотации. В 2017 году в России были собраны рекордные на тот момент 135,5 миллиона тонн зерна, и мы помним приступы этой "болезни".
В зерновом производстве лидируют аграрии Южного федерального округа с их озимой пшеницей. Что касается СФО, то до прошлогоднего показателя в 17,5 миллиона тонн сибиряки не смогут дотянуть. Тогда основной вклад внесли хлеборобы Алтая, собравшие 5,6 миллиона тонн. Сейчас краевой минсельхоз рассчитывает на 4,7 миллиона (прогноз "ПроЗерно" оптимистичнее - около пяти миллионов).
- В региональном минсельхозе трепетно относятся к такому понятию, как баланс, - напомнил Александр Чеботаев, возглавляющий общественную организацию "Агросоюз", объединившую крупных сельхозпроизводителей и зернопереработчкиов Алтайского края. - Мы всегда искали баланс между новым урожаем и переходящими остатками прошлых лет. С учетом особенностей логистики и соседства с Казахстаном можно говорить о 800-900 тысячах тонн зерна как об оптимальном для местных сельхозпроизводителей объеме остатков. Но в этом году они будут на 400 тысяч тонн больше, чем в 2021-м. Запасы зерна на 1 июля 2022 года были максимальными за последние десять лет. Сопоставимые показатели в сезоне 2018-2019 годов напоминают о том, как за четыре года рентабельность производства зерновых снизилась до 13 процентов (самая низкая с 2010 года). Хотя тогда мы умудрялись экспортировать в Казахстан около полумиллиона тонн зерна - кстати, и там сегодня отмечаются большие переходящие остатки урожая. Возможно, в этом году мы даже будем рады меньшему, чем в 2021-м, урожаю. Как бы мы ни повышали уровень внутреннего потребления - прежде всего, за счет развития животноводства, потребляющего сейчас около миллиона тонн зерновых и в перспективе способного значительно увеличить этот показатель, - около двух миллионов тонн необходимо вывезти.
При этом c экспортом алтайского зерна в Казахстан возникли проблемы, связанные с тем, что часть его вывозится автотранспортом. На запрете таких перевозок настаивают зернотрейдеры СФО, пользующиеся железными дорогами. По мнению экс-министра сельского хозяйства Алтайского края Александра Чеботаева, региональное правительство вряд ли поддержит такую инициативу. Причина в недостаточном развитии логистических и элеваторных мощностей в Западной и Восточной Кулунде, а также в Приалейской зоне. Более всего от запретительных мер пострадают небольшие фермерские хозяйства.
Формирование на Алтае высоких переходящих остатков зерна эксперты связывают с большим урожаем прошлого года, невысоким ростом внутрирегионального потребления и ограничениями на экспорт. Для внутренних потребностей краю достаточно 3,7 миллиона тонн. В 2021 году из региона вывезли 1,6 миллиона тонн зерна. Высокие переходящие запасы уже диктуют снижение цен - например, на пшеницу они упали на две тысячи рублей за тонну. И сейчас они ниже себестоимости. Такая ситуация складывается в Кулунде и Приалейской зоне, где собирают по 10-12 центнеров зерна с гектара. Местные хозяйства не смогут поддержать рентабельность производства в жестких природно-климатических условиях без федеральной поддержки. Расходы краевого бюджета практически целиком ориентированы на социальные нужды, и социальная нагрузка увеличивается на него с каждым годом. А региональная поддержка сельского хозяйства практически не меняется два десятка лет и остается на уровне одного миллиарда рублей в год - этих средств уже не хватает. В первую очередь, животноводству.
- Немногочисленные инвестпроекты, реализация которых завершатся в крае в нынешнем году, дадут прибавку потребления зерна в 90 тысяч тонн в год. Если вкладывать в животноводство по четыре-пять миллиардов рублей в год, внутрирегиональное потребление будет ежегодно расти в объеме до 100 тысяч тонн, - поделился расчетами Александр Чеботаев.
Увеличились не только прогнозируемые объемы урожая, но и производственные издержки.
- Затраты растут, а цена на конечный продукт снижается, - подчеркивает президент краевого Союза зернопереработчиков и председатель совета директоров Сибирского зернового консорциума Валерий Гачман. - Самое время снять с рынка ограничения, наложенные государством. Сегодня все больше разговоров о плавающей таможенной пошлине - если не об ее отмене, то хотя бы о серьезном снижении. Она является основным сдерживающим фактором на рынке зерна.
Что касается масличных, то и они, как выразился Владимир Петриченко, находятся в "жестких тисках экспортной пошлины", которая меняется почти каждую неделю: "Из-за этой контрпродуктивной меры невозможно торговать "в длинную". Все это болезненно сказывается на аграрном секторе Алтайского края, на который приходится 93 процента выращиваемого в СФО подсолнечника и 80 процентов сои. В России край в 2021 году занимал третье место по производству подсолнечника и второе - по рапсу и льну. Сказались многолетние усилия краевой власти и самих аграриев по диверсификации производства. Благосостояние, пожалуй, 90 процентов местных хозяйств в последние четыре-пять лет зависело, в первую очередь, от масличных культур. На них хорошо зарабатывали и за их счет развивали остальные направления производства.
- Краю необходим еще один крупный маслоэкстракционный завод. Есть инвесторы, однако в минсельхозе РФ считают, что в европейской части страны достаточно мощностей, куда можно отвозить на переработку алтайскую "масличку". Но если с рапсом, соей, льном это еще реально, то с подсолнечником, который придется транспортировать за три-четыре тысячи километров, невозможно из-за непомерных затрат, - отметил руководитель краевого "Агросоюза".
Между тем
Алтайский край выступил с рядом инициатив на уровне полпредства президента РФ в СФО. Одна из них предполагает включение продуктов переработки зерна в льготный список перевозимых по российским железным дорогам товаров, утвержденный постановлением правительства РФ N1104. Это позволило бы сибирским зернопереработчикам, занимающим лидирующие в стране позиции по производству многих видов крупяных изделий, оказаться в равных условиях с коллегами из европейской части России, убежден президент краевого Союза зернопереработчиков Валерий Гачман.