08.09.2022 12:41
Общество

Как развивается дополнительное образование в Петербурге

Текст:  Инесса Суворова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Санкт-Петербург: №199 (8847)
С нынешнего учебного года в каждой школе Санкт-Петербурга будет работать свой школьный театр, музей и спортивный клуб. Такую задачу перед учебными заведениями города поставили городские чиновники.
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в школах действует 250 аккредитованных театров и 237 музеев. В школах, где пока имеется только театральный кружок, комната боевой славы или спортивные секции, педагогам предстоит расширить существующие форматы. Кроме того, с будущего года в системе образования Санкт-Петербурга будут введены специальные сертификаты для занятий в кружках и секциях, по которым дети смогут посещать дополнительные занятия.

Перечень программ допобразования станет шире, а более 90 процентов из них будет предоставляться на бесплатной основе. Вместе с этим вдвое вырастет и финансирование отрасли.

Еще одно нововведение касается самой организации и открытости системы городского допобразования. В этом году на портале "Петербургское образование" появился крупнейший путеводитель по кружкам и секциям для детей школьного возраста. Это исчерпывающий список возможностей для развития детей с 6 до 17 лет.

С помощью навигатора родители смогут не только изучить весь широкий ассортимент предлагаемых обучающих и развивающих программ для своих детей, но и выбрать, а потом и записать ребенка на понравившееся направление. Всего петербургским школьникам сегодня доступно более трех тысяч образовательных программ, которыми охвачено около 80 процентов ребят.

Можно ли вписать школьные огороды в современную систему обучения? Выясняли корреспонденты "РГ" в регионах

Это пробный вариант сервиса, который с будущего года будет введен по всей России. Петербург оказался в числе городов, где такая практика пройдет обкатку.

Надо сказать, что уже с первых дней наступившего учебного года родители активно используют такую возможность: на данный момент вакансии по многим позициям уже заполнены. И, как считают эксперты, абсолютно правильно делают. Поскольку значимость дополнительного образования сегодня становится на один уровень с традиционными предметными уроками в школе.

Причем, в отличие от обычного образовательного процесса, занятия в рамках дополнительного образования не прерывается на каникулы или выходные дни. Более того, именно в эти периоды активность детей и их педагогов даже выше, чем в обычное учебное время. И зачастую именно она дарит детям события, которые впоследствии могут даже определить выбор профессии или хобби.

Всего петербургским школьникам сегодня доступно более трех тысяч образовательных программ, которыми охвачено около 80 процентов ребят

По мнению генерального директора городского Дворца творчества юных Марии Катуновой, экспедиции, походы, соревнования, жизнь в детских лагерях очень часто становятся смыслообразующими событиями лета, а иногда и жизни. Вряд ли кто-то сможет забыть свои детские впечатления от речных походов по Свири, по Волхову или Ладоге. А вернувшись из археологической экспедиции в Великий Новгород или северное Приладожье, не пронести эти знания через жизнь.

Вообще, занятия в кружках и секциях - это беспрецедентная возможность расширить спектр детских умений и навыков. По мнению члена Совета по образовательной политике при комитете по образованию Петербурга и директора школы № 619 Ирины Байковой, ни один урок не даст ребенку такого разнообразия и расширения в понимании предмета, как, например, участие в программе по интересам.

Зачастую дополнительное образование приводит ребенка к участию, а то и к победе в крупных федеральных конкурсах самых разных тематических направлений. Таких особенно много среди участников Санкт-Петербургского кванториума. Это следствие особой - проектной - системы обучения школьников.

При этом задачи, которые решают школьники во время своих занятий, в большинстве квантов не придуманные, а вполне реальные. Они, как правило, рождаются на конкретных производствах и в технологических компаниях. И уже сама попытка решить эти задачи дает учащемуся и нужный опыт, и уверенность в своих компетенциях. А иногда и открывает двери к конкретной профессии в авторитетной компании мирового уровня.

- В прошлом году наши выпускники защитили 300 проектов, - говорит директор Центра развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи Калининского района Валерия Зотова. - Из них 75 были очень высоко оценены ведущими экспертами той или иной отрасли.

Скоро в Петербурге к 12 уже существующим направлениям квантов прибавится еще один - кинокванториум. Такая идея родилась после фестиваля социальных короткометражек, проведенного Центром развития совместно с киностудией "Ленфильм". Это будет первый квантум в сети детских технопарков "Кванториум" по всей стране.

Образование Санкт-Петербург